Найти в Дзене
Кавказ Сегодня

Трамвай. Больше, чем транспорт

Обновление трамвайных парков в городах Северного Кавказа создаёт удобства для горожан и туристов

«Если в городе есть трамвай, значит в нём существует советская власть», – безапелляционно подчеркнул когда-то важность этого вида общественного транспорта «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Советские времена давно прошли, но трамвай продолжает оставаться одним из любимых средств передвижения – там, где он есть. Говорят, что город, в котором с характерным стуком и звоном по рельсам бегают небольшие красочные вагончики с людьми, не может быть неинтересным: это добавляет ему какой-то особый уютный шарм.

Всего лишь в трёх городах нынешнего СКФО в разное время были созданы пассажирские трамвайные сети. Это Пятигорск, Владикавказ и Грозный. В столице Чеченской Республики таковая сеть, к сожалению, не сохранилась, хотя и была самой крупной из трёх. Тема восстановления трамвайного хозяйства несколько раз поднималась на региональном уровне, но без очевидных перспектив – ввиду значительной дороговизны проекта. Впрочем, учитывая, какими темпами сегодня развивается и хорошеет Грозный, вряд ли стоит исключать инициирование этой темы в не таком уж заоблачном будущем.

Владикавказу же, где количество подвижного состава было меньшим, удалось сохранить не только пути, но и сами вагоны. Увы, как и всё на свете, они со временем ветшали, выходили из строя. И вот недавняя хорошая новость: АО «Уралтрансмаш» корпорации «Уралвагонзавод» (входят в «Ростех») поставило 28 современных вагонов в столицу Северной Осетии, полностью обновив подвижной состав городского парка. Трамваи поставлены в рамках контракта, заключенного в ещё в августе 2022 года между «Уралтрансмашем» и администрацией Владикавказа. Стоимость контракта – 1,7 млрд рублей.

Предприятие будет обслуживать поставленные вагоны на протяжении всего гарантийного срока их службы. Трамвайные вагоны модели 71-412 оснащены системой кондиционирования и отопления, навигационным оборудованием, видеонаблюдением, а также информационным комплексом. Кроме того, они отвечают требованиям программы «Доступная среда».

Есть хорошие новости и для пятигорчан. Краевые власти уже выразили готовность начать обновление подвижного состава Пятигорского трамвая, старейшего в рамках нынешнего округа, уже в 2023 году. Пока планируется приобрести семь новых вагонов, об этом сообщил губернатор края Владимир Владимиров в ходе своей прямой линии. Глава региона отметил, что ранее не было возможности направлять средства краевого Дорожного фонда на ремонт трамвайных путей, но уже внесено необходимое изменение в законодательство, позволяющее это делать.

Здесь необходимо учесть ещё один нюанс. Стандартная трамвайная колея в России – 1524мм, в столице же округа изначально установлены узкоколейные пути шириной 1000 мм. Это сейчас единственный трамвайный город на всём Кавказе, имеющий подобную особенность. Соответственно и вагоны для таких путей приобрести сложнее. Впрочем, как видим, эти вопросы тоже постепенно решаются.

Трамвай, конечно, является средством передвижения. Поездки на нём устраняют проблемы пробок, помогают сэкономить на топливе. Он перевозит огромное количество людей. Он удобен и намного более безопасен, чем любой другой вид общественного транспорта.

Но трамвай ещё и настоящая роскошь для любого города! Там, где бегают трамваи, приятно и комфортно жить. Трамвайные линии всегда предполагают озеленение территорий. Как правило, на трамвайных улицах обустраиваются центральные пешеходные зоны, превращая их в живописные проспекты. Где проложено трамвайное полотно, там всегда ценнее жильё, потому что в таких кварталах меньше шума и вредных выбросов.

Да и для многих путешественников покататься на местном трамвайчике – одно из самых романтичных пунктов гостевой программы. А уж о важности повышения туристической привлекательности наших южных городов говорить не приходится. Она очевидна.

Фото: Павел Лисицын \ РИА Новости

Олег Пономарев