Сегодня коснусь актуальной проблемы всех родителей и учителей, как научить особенного ребёнка разбираться в дебрях математики. Я долго шла методом проб и ошибок к способу облегчения понимания математических тем такими детьми и, наконец, остановилась на более действенном на мой взгляд. К способу преподнесения через стих и сказку. Что отличает особенных детей от остальных? Как правило, кроме задержки речевого и психического развития присутствуют, а точнее отсутствуют анализ и синтез, мышление и логика, память и внимание. Стихи же во все времена считались одним из самых лучших способов тренировки памяти. А сказки вообще доставляют колоссальное удовлетворение. А чтобы процесс освоения темы прошёл с отдачей, с такими детьми необходимо задействовать у них в одно и то же время сразу три канала восприятия ими новой информации: зрительный, слуховой и тактильный. Конечно, это дополнительная нагрузка на учителя, приходится сочинять необходимый материал, тратить больше времени, но, поверьте, когда виден результат, усталость забывается. Сейчас огромное количество различных источников стихотворений, связанных с математикой. Я же предпочитаю использование только тех, в которых заложен не только смысл изучаемого материала, но и определённые действия, которые надо детям выполнить. Мы назвали такие задания "Стихоплётами". Чтобы было более понятно, объясняю на конкретном материале.
Как правило, первые затруднения в устном счёте возникают у детей из-за того, что они не смогли полноценно запомнить состав чисел первого десятка. И именно со знакомства состава каждого числа и начинается наша работа. Сначала мы с детьми разучиваем в классе все вместе небольшие стихотворения по составу числа. Дома ребята их обязательно повторяют. Если очень слабая память у ребёнка, то таким детям даю стихи в напечатанном виде с собой. Затем каждый из учеников получает набор специальных предметов, с которым он и будет выполнять определённые действия из заученного стихотворения. Например, изучаем состав числа 3. У каждого на партах заготовлен конверт с наклеенным на нём числом 3. А в конверте лежат две карточки с цифрами 1 и 2.
Дети сначала внимательно изучают сам конверт и его содержимое. А затем, проговаривая вслух наше стихотворение, выполняют одновременно заложенные в нём действия-манипуляции.
А в конверте с цифрой "три" (Обводят пальцем силуэт тройки на конверте)
Один и два лежат внутри. (Достают из конверта карточки с этими цифрами)
Захочешь их местами поменять - (Перекладывают карточки с цифрами слева направо)
Два и один - три получается опять. (Вкладывают карточки обратно)
И если ты из трёх один возьмёшь, (Достают карточку с 1)
В конверте только два найдёшь. (Кладут на ладошку оставшуюся карточку)
А если два из трёх убрать - (Достают карточку с двойкой)
Останется один внутри лежать. (Кладут на ладошку оставшуюся карточку)
В результате такой работы, дети проговаривают вслух, слушают сами себя, зрительно воспринимают и работают руками. Запоминание улучшается. Такая работа проводится над каждым числом. В следующий раз познакомлю вас с работой над сказками.