Предприниматели рассчитывают, что строительство рекреационных комплексов в Ленобласти окупится и принесет доход.
По данным администрации, в 2022 году Ленобласть посетили около 6 млн туристов и экскурсантов; в 2023 году этот показатель увеличится до 6,5 млн. На Петербургском экономическом форуме чиновники обозначили дефицит качественных мест размещения: по словам губернатора Александра Дрозденко, в регионе есть гарантированный спрос еще как минимум на 2,5 тысяч номеров.
Обстоятельства складываются в пользу местной индустрии отдыха. В Европе россиян не ждут: 10 июля дополнительные ограничения ввела Финляндия.
Привычные маршруты в Турцию и прочий Таиланд под вопросом из-за падения рубля. В Крыму невесело; в Краснодарском крае тоже не без проблем. По совокупности факторов дальнейший рост «внутреннего туризма» прогнозировать несложно. Надолго ли? - другой вопрос.
По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), в Северной столице и Ленобласти работают около 300 рекреационных комплексов (без учета детских лагерей, санаториев и пансионатов).
За последние пять лет их количество увеличилось более чем на 15%, в первую очередь за счет небольших объектов и глэмпингов. Формат глэмпингов развивается особенно интенсивно: у озер и речек появляются треугольные дома (дома-шалаши), сафари-тенты (палатки), белл-тенты (палатки-шатры), типи (разновидность вигвама), экодома, геокуполы.
Почти половина ЗРК (загородных рекреационных комплексов) - мультиформатные базы отдыха (микст из номеров в отелях и коттеджей) - 48%. Чуть больше 30% объектов предлагают отдых в отелях и 20% представляют собой отдельные коттеджи, в том числе глэмпинги.
«Мультиформатные комплексы – наиболее успешный загородный продукт, - говорит Светлана Московченко, руководитель департамента управления проектами КЦ «Петербургская Недвижимость».
Однако для его развития необходимо тщательно продумать состав и потребности целевой аудитории. Все чаще на территориях загородных отелей открываются объекты общественного питания, а также объекты, рассчитанные на различные сезоны года и возрастные группы туристов».
Загрузка глэмпингов летом составляет до 80-90%, в межсезонье - 45-50%. При этом затраты на строительство таких модульных гостиниц существенно ниже расходов на возведение классических отелей.
Отдохнуть в тентах, шалашах или купольных домах можно, например, рядом с озером Банное во Всеволожском районе, у озера Вуокса в Приозерском, на берегу Капитоновского озера в Выборгском районе, возле Ладожского озера на мысу Шурягский Нос.
В среднем отдых в глэмпинге обойдется в 10 тыс. руб./сутки (на семью), в выходные – 12-13 тыс. руб./сутки. Наибольшей популярностью пользуются отели на расстоянии не более двух часов езды от Петербурга.
Стандартный двухместный номер в сутки стоит в течение года от 1,9 тыс. рублей, летом в будние дни – 4-5 тысяч, в выходные – 5,5-6,5 тысяч рублей.
Однако не все так однозначно. Например, Георгий Богачев, владелец базы отдыха «Илоранта», отмечает, что сокращается спрос на «стационарный отдых»: «Мне кажется, россияне уже устали от вот этого отдыха на природе и сидения на одном месте, которое было так востребовано в ковидные времена.
Люди стремятся путешествовать, по разным направлениям. Поэтому именно сейчас я бы поостерегся инвестировать в объекты для стационарного отдыха». (Цитату приводим по сайту «Новый Проспект»)
Тем более не стоит слепо верить предпринимателям, которые обещают высокие доходы.
«Если вам обещают доходность на уровне 20%, спросите собственников/авторов проекта: что мешает им просто взять кредит под 10-14% и получить сверхприбыль, не деля ее с соинвесторами?» - советует Максим Ельцов, генеральный директор «ПИА «Недвижимость».
То есть: инвестиции в отдых - сегмент перспективный, и доходы от вложений в такие объекты абсолютно реальны. Только каждое предложение «поучаствовать» нуждается в тщательной проверке. И даже самый подробный анализ не снимет все риски.
Комментарий эксперта
Дмитрий Зюзин, генеральный директор ГК «Т-Дом»:
- Сейчас, действительно, сильное развитие получили новомодные глэмпинги.
Такие форматы начали усиленно развиваться в последние несколько лет. Для предпринимателя важен невысокий финансовый порог входа в бизнес: можно просто построить пару летних домиков на своём участке в удачном месте.
Кто побогаче, тот предпочитает формат от 10-15 домов на 25-40 гостей. У кого получается или кто смотрит дальше - добавит кафе или небольшой ресторанчик, особенно если поблизости ничего приличного нет.
Как правило, рентабельным становится глэмпинг от 50 постояльцев и более, то есть на 20 и более домиков. А это уже верхняя планка, после достижения которой рекреационный объект обычно прирастает средством размещения типа небольшого отеля. То есть появляется мультиформатный комплекс. Если место выбрано удачно, то успех гарантирован.
Чтобы минимизировать риски, необходимо рассматривать такой проект не с точки зрения девелопера (построить, чтобы продать), нужно стать немного человеком туриндустрии. Полезно покататься перед этим по миру, примерив на себя все плюсы или минусы разных туристических форматов.
Отдыхать людям надо, далеко ехать - проблемно. А здесь все рядом: сел на авто, через час ты на природе, и с комфортом. Людей в мегаполисе гораздо больше, чем экзотических (и незагаженных) мест на природе.
Так что места девелоперам хватит. Тем более, что старые «убитые» базы отдыха и гостиницы, оставшиеся ещё от времён СССР и 90-х, новым глэмпингам точно проиграют.