Найти тему
Кастанеда online

Пасхалки Карлоса Кастанеды

Критики Карлоса Кастанеды часто ссылаются на то, что Кастанеда не ввёл в обиход ни одного собственного термина. Все или большинство ключевых терминов его учения, были заимствованы Кастанедой у других авторов. Вот почему Кастанеду называют мошенником, скомпилировавшим своё учение.

Карлос Кастанеда (рисунок нейросети)
Карлос Кастанеда (рисунок нейросети)

Мне приходилось слышать мнение, что Кастанеда никогда не был знаком со своим учителем доном Хуаном, и вообще не имел полевых заметок (записей, которые он делал во время встреч с персонажами из его книг), ставших основой его первых книг.

Дело в том, что Кастанеде не дозволялось пользоваться диктофоном и фотоаппаратом, поэтому ему приходилось, в прямом смысле, стенографировать свои беседы с доном Хуаном в блокнот, который Кастанеда всегда носил с собой.

Кстати, все полевые заметки Кастанеды действительно были утрачены. И ему действительно нечего было предъявить донимавшим его критикам. Поэтому, критики резонно считали и продолжают на этом настаивать, что всё, о чём писал Кастанеда, является компиляцией из разных источников. А стилистическую основу повествования (от первого лица) Кастанеда использовал намеренно, чтобы убедить читателя в реальности того, что он описывал. В то время как на самом деле, Кастанеда сутками зависал в библиотеке, где и написал все свои книги.

На мой взгляд, так могут рассуждать лишь те, кто либо вовсе не читал книг Кастанеды, либо читал их не все и очень невнимательно.

Если читать последовательно все его книги – от первой до последней, можно заметить чётко разворачивающуюся линию сюжета и постепенное вовлечение главного героя (самого Кастанеды) в этот сюжет. К тому же, хорошо заметно как меняется сам главный герой (Кастанеда) от лица которого ведётся повествование и как меняется его отношение к происходящему. Кроме того, сюжетные события разворачиваются в хронологическом порядке только в первых книгах Кастанеды, потому что он пишет в формате дневника. Спустя две-три книги он понимает, что его обучение шло параллельно в нескольких направлениях и, чтобы сохранить нить повествования, отказывается от хронологической развёртки. Об этом рассинхроне в хронологии Кастанеда постоянно предупреждает в предисловиях к своим книгам.

Нафантазировать что-то подобное довольно сложно. Карлос Кастанеда писал свои книги на протяжении более двадцати лет, а события, описанные в них, длились в течение тринадцати лет. Причём в первых книгах встречаются «пасхалки», то есть места, где дон Хуан намекает на то, что будет раскрыто Кастанедой только в следующих книгах.

Так в книге «Огонь изнутри» (1984) дон Хуан рассказывает, что в первой половине восемнадцатого века на его «линию» было оказано сильное воздействие, после чего их «курс» изменился.

«По словам дона Хуана, наша линия была полностью исключительной, поскольку в 1723 году претерпела коренное изменение. Его причиной явилось внешнее воздействие, которое очень сильно нас затронуло и безжалостно, неумолимо изменило наш курс. О том, что это было за событие, дон Хуан говорить не захотел. Он только отметил, что именно тот момент принято считать новым началом линии. И восемь нагвалей, возглавлявших ее после этого, существенно отличались от шести, бывших до них.»

В конце этой же книги выясняется, что причиной изменения «курса» линии был некий древний маг, которого звали - «Бросивший вызов смерти» или «Арендатор».

«Этот бросивший вызов смерти - тот древний видящий, с которым в 1723 году познакомился нагваль Себастьян, - продолжал он. - День их встречи мы считаем днем начала нашей линии, днем второго начала. Бросивший вызов смерти живет на земле уже сотни лет. Он вносил изменения в жизнь каждого из нагвалей, с которыми встречался. Некоторых из них изменения коснулись в большей степени, некоторых - в меньшей. А встречался он со всеми нагвалями нашей линии, жившими после 1723 года.»

И лишь в книге «Искусство сновидения» (1994), вышедшей спустя 10 лет после книги «Огонь изнутри», повествуется об «Арендаторе». И это не единственный пример забрасывания Кастанедой «сюжетной удочки» в будущее. Если внимательно читать его книги, то непременно наткнётесь на множество подобных отсылок.

Кастанеда дарит свою книгу дону Хуану (рисунок нейросети)
Кастанеда дарит свою книгу дону Хуану (рисунок нейросети)

Кстати, я хотел написать не про «пасхалки» и не про свои аргументы в пользу истинности событий, описанных Кастанедой, а про пересечения идей Кастанеды с идеями других авторов. Не зря в самом начале этой статьи я упомянул, про заимствованную терминологию. Но об этом в следующий раз.

Развитие этой и других тем ищите в Telegram «Карлос Кастанеда online» (ссылка в шапке канала).

Лайк, подписка, перепост и комментарии приветствуются.