Найти тему
MEDIA-MIG

«Нелегал — 2023»: результативная борьба или повод задуматься?

Оглавление

В третьей декаде июня в России проходила оперативно — профилактическая операция.

Сафрон Голиков/Коммерсантъ
Сафрон Голиков/Коммерсантъ

Основной целью мероприятия, как и в прошлые годы, стало выявление каналов незаконной миграции, фиктивной регистрации и массовой постановки на миграционный учет, нарушений сроков пребывания иностранцев в России, работы без разрешительных документов, а также других правонарушений, в том числе, и со стороны работодателей. В мероприятии приняли участие пограничные управления ФСБ по регионам, а также местные подразделения МВД. Проверки прошли в организациях, где трудились приезжие, в местах их проживания, на рынках и в заведениях общественного питания. В регионах составлены сотни протоколов о нарушениях. Результаты в целом по стране пока не подведены.

Напомним, в минувшем году в рамках аналогичного мероприятия на территории шести стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности: России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана выявили более 105 000 фактов противоправных действий в сфере миграции, возбуждено более 3 500 уголовных дел, из которых почти четверть — за незаконный оборот наркотиков и оружия. Выдворено и депортировано около 7 тысяч иностранцев.

Региональные цифры

Немного выборочной статистики с мест по данным территориальных УВМ МВД России об итогах проведения 1-го (летнего) этапа операции «Нелегал».

Первое, что обращает внимание в приведенных цифрах — символический охват проверок на фоне общих показателей международной миграции по субъекту. Для Брянской области это — 2,5% (от более чем 40 000 въехавших иностранцев за 2022 г.), для Новосибирской области — менее 1% (от 263 000 иностранцев). При том, что значение подобной профилактики понятно, в цифрах она принимает весьма формальный характер.

Отсюда — и второй момент с несопоставимыми данными, которые по релизам пресс-служб местных УМВД, нельзя сравнить ни в рамках одного региона ни тем более в межрегиональном разрезе.

На Сахалине и в Астрахани учтены мероприятия, в Новосибирске — проверенные мигранты. По Брянской области — отчет об административных мероприятиях, по Татарстану — о привлеченных к ответственности иностранцах.

Вероятно, конечно, нормальная статистика имеется в официальной отчетности по операциям, о чем Media-MIG уже запросил управления. Вместе с тем, сам факт публикации разрозненных цифр характерен и напоминает бодрые формальные показатели о десятках выдворенных из страны иностранцах-нарушителях, не подразумевая, что на основе цифр ведется какая-либо аналитическая деятельность.

Ты нам нужен, мы тебя прощаем?

Всего на сегодняшний день, по данным судебного департамента ВС РФ, число иностранцев, выдворенных из страны судами первых инстанций с последующим запретом въезда в течение пяти лет, составило 173 тысячи. Эти граждане не подлежат амнистии. Кроме того, МВД и ФСБ не допустили в нашу страну около 170-175 тыс. иностранных граждан: либо тех, кто был выслан по статьям «Незаконное пребывание на территории России» и «Осуществление незаконной трудовой деятельности», либо тем, кто два и более раза нарушил КоАП.

Ранее заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов предложил своеобразную «акцию прощения» — амнистирование трудовых мигрантов, которые были высланы за мелкие нарушения.

Депутат пояснил, что это восполнит нехватку кадров: российский рынок труда может пополниться сотнями тысяч рабочих, в которых заинтересован, прежде всего, строительный и жилищно-коммунальный комплекс РФ.

Почему амнистия — не панацея

Амнистия уже практикуется, но не улучшает картину в этой сфере, а просто загружает дополнительной работой правоохранительные органы и судебные инстанции. Выгодна она может быть только с точки зрения роста показателей.

Схема «амнистия — выдворение» может работать в отношении одного и того же лица многократно, что подтверждается практикой: в судах часто фигурируют одни и те же лица, упорно нарушающие правила пребывания в РФ и, соответственно, помогающие формировать красочную статистику.

Отметим, что ситуация явно противоречит государственным интересам в сфере реализации масштабных строек, что требует нормального найма в том числе иностранной рабочей силы.

Это ставит вопрос о модернизации миграционного законодательства РФ, где амнистии должны заменить понятные нормы и жесткий контроль их исполнения, с возможностью отслеживать, как иностранец получает каждый из разрешительных документов.

Работающая на имидж МВД операция «Нелегал» мало способствует искоренению реальных причин нарушений, многие из которых вызваны непониманием или запутанностью миграционных норм.

«Мы видим, что не менее 5 млн трудовых ресурсов нам нужно будет в перспективе до 2024 года», — цитирует «Интерфакс» слова вице-премьера РФ Марата Хуснуллина на совещании по вопросу достижения показателей национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов.

С целью реализации стратегических задач, в которых задействуется иностранная рабочая сила, Марат Хуснуллин предлагает активно внедрять сервисные цифровые решения. Это позволит повысить качество и оперативность набора трудовых мигрантов на проекты государственной важности, в том числе, и на новых территориях.

Прозрачность данных, наличие исчерпывающего цифрового профиля на каждого иностранца, включая персонализированное подтверждение оснований для получения им разрешительных документов сократит долю маргинальной миграции и основательно ударит по сопряженной коррупции.

Дополнительные гарантии получит и нормальный работодатель, который в ходе очередного «Нелегала» не лишится условной половины бригады, купившей пачку справок или получившей документы по незнанию у теневых посредников. Экономия на штрафах, соблюдения дорожной карты работ прилагается.

Вместе с тем, системный цифровой сбор данных о гостях государства избавит российскую казну от трат на разрозненные и слабые по эффективности проекты и сделает рынок миграционных услуг куда адекватнее за счет элементарного прогнозирования, как потребности в рабочей силе, так и рисков преступности.

Миграционная политика «с человеческим лицом» и современной цифровой прошивкой позволит добиться того, чтобы нелегальных мигрантов стало меньше, а КПД их работы в нашей стране — выше. Сокращение миграционных потоков, распределение между субъектами РФ с дефицитными рынками труда — все это без единой базы данных и миграции останется пустой болтовней.