Однажды мне довелось оказаться в музее, где один из посетителей, глядя на работу современного мастера, сказал, что не понимает, в чем смысл картины. Можно было бы списать это на тяготы понимания современного искусства или на узкий кругозор конкретного человека, если бы история не повторилась, но уже в другом музее и перед картиной старого мастера. В каком случае произведение искусства утрачивает смысл и можно ли такой смысл вернуть – об этом в сегодняшней заметке.
Изобразительное искусство в целом никуда не исчезло – оно существует, развивается и строит планы на будущее.
Однако, в наше время (как и в любое другое время) множество факторов способы влиять на восприятие изобразительного искусства и на степень его значимости для общества. Утрата смысла и непонимание, что и зачем хотел сказать художник, – заслуга именно таких факторов.
В первую очередь речь о массовой культуре: под ее воздействием люди предпочитают более простые и доступные формы искусства, такие как кино в жанре экшен, поп-музыка и ток-шоу на телевидении.
Тяге к упрощению способствуют шаблоны, основанные на базовых потребностях, общечеловеческих эмоциях и активно насаждаемых клише. Подумать, поискать, проанализировать – сложно и скучно. Как результат, наследие изобразительного искусства – не более чем предание древних времен, бездушный экспонат для галочки, что-то скучное и не современное.
Сохраняется тенденция к упрощению и сокращению времени на искусство. Люди заняты работой, карьерой, соцсетями и не находят времени на глубокое погружение в изобразительное искусство.
Конечно, есть те, для кого искусство – это профессия, призвание или приятное времяпрепровождение. Но есть и другие (и таких много), для кого искусство осталось в прошедшем времени (например, в программе школьных уроков) и кто не видит никакой пользы в хождении по музеям.
Искусство может утратить смысл в том случае, если оно перестает быть актуальным и интересным для аудитории. Если произведение искусства не находит отклика в сердцах и умах людей, то оно может потерять свою значимость и привлекательность.
Разлом между ценностями дня сегодняшнего и дня вчерашнего огромен. Что уж говорить о 21 веке и любом другом прошлом веке.
Еще один фактор, который, по моим наблюдениям, вносит весомый вклад в разрыв связей и смыслов – это язык. Как ни странно, на ухудшение понимания нарисованного играет написанное (и ненаписанное тоже).
Обратите внимание на тексты про искусство. Многие тексты написаны откровенно плохо, хотя написать хорошо не так уж и сложно.
Нет коммуникации – нет понимания. Посредники между широкой аудиторией и искусством, к сожалению, не всегда справляются со своей задачей.
Свой вклад в утрату искусство смысла вносит слабое образование в области культуры и искусство. Человеку не объяснишь того, чего он не понял. Если человек не понимает, зачем существуют музеи, зачем в них выставляют картины и зачем ходить смотреть на эти картины, нагрузить такого человека знаниями о том, что хотел сказать автор той или иной картины – бесполезное дело.
Иными словами, нужна крепкая база, чтобы на ее основе подойти к пониманию искусства. А базы не может быть, если человек не придает искусству духовной, интеллектуальной ценности. Считать, что ценность картины выражается в ее цене, – значит глубоко заблуждаться.
Мои рассуждения о факторах утраты изобразительным искусством смысла не претендуют быть истиной в последней инстанции. Я просто рисую и хожу в музеи, составляю свое представление о том, что и кого вижу. И стараюсь разобраться.
От разбора перехожу к конструктиву: что со всем этим делать?
В контексте глобальном стоит подумать над тем, чтобы устанавливать, сохранять и широко распространять информацию о смысле произведений изобразительного искусство, какой бы сложной ни была эта задача. В понимании такого смысла – залог развития нашего эмоционального интеллекта, обогащения нашего опыта и расширения нашего представления о мире.
А в контексте отдельного взятого человека было бы полезно приложить усилия и, как я, попробовать разобраться, что такое искусство, зачем люди им занимались и продолжают заниматься, а применительно к конкретному произведению искусства – в чем его смысл.
Понимать смысл картины – навык не врожденный, а приобретенный. Ему надо научится, и это не высшая математика. Чтобы понять смысл картины, надо познакомиться с ее автором, содержанием и контекстом. Еще надо освоить язык символов, внимательно изучить детали.
Можно провести собственное расследование (кстати, это очень увлекательное дело!) или обратиться за помощью к специалистам (искусствоведам, экскурсоводам, любым другим неравнодушным людям, готовым поделится знаниями и опытом в области изобразительного искусства).
Процесс поиска и изучения смысла принесет множество «плюшек».
Устанавливать смысл картины – это возможность поставить себя на место художника или искусствоведа, примерить на себя роль человек, жившего в эпоху написания картины или в эпоху, к которой относится сюжет, а также поближе познакомиться с самим собой, со своими вкусами и предпочтениями.
Наше будущее основано на нашем прошлом. Картины – мостик, через который можно побывать в прошлом, прежде чем решить, куда направляться в будущем. Многие эмоции, впечатления и идеи, которые человек переживает сегодня, уже были так или иначе пережиты, прочувствованы, осмыслены нашими предшественниками. Поиск связей, отголосков и неявных отсылок – крайне интересное занятие для пытливого ума.
Любите искусство – и оно ответит вам взаимностью!
****
Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: