Хочу писать сюда свои заметки студента-психолога (год обучения позади, впереди еще 4), по мере того, как мною будет изучен один из психологических вопросов. Моя цель - разложить по полочкам свои знания, закрепить их в письме и донести интересную часть знаний до тех, кто меня читает.
Сначала разберем, что такое эмоции и чувства. Я сознательно не берусь приводить здесь термины из научных книг, так как найти это сможете и сами. Моя задача - рассказать интересно и кратко то, что я изучала долго и упорно.
Эмоции - это то, чем наделила нас природа. То, что помогало нашим предкам в прямом смысле слова выживать и адаптироваться в мире.
Чувства - это все те же эмоции, но уже сложнее по составу + вмешивается наше сознание, мышление и установки.
Мой вывод: эмоции и чувства - не совсем одно и тоже, но, связано неразрывно. Из эмоций складываются наши чувства. Например, за фразой: "Я обиделась" может стоять не одна эмоция, ибо говорим мы этой фразой о чувстве, о целом состоянии, которое мы испытываем, добавляя туда наш опыт.
Описать эмоции сложно, а чувства - куда сложнее. Мы часто в детстве пытались выразить словами как мы кого-то любим. Мы говорили кучу всего: как любим маму за подарки, за заботу, за много чего еще, но описать толком это чувство мы не могли. Подменяли то, что пощупать не можем, тем, что можем. А что изменилось, когда мы повзрослели? Практически ничего) Мы все также с трудом подбираем слова, чтобы описать то, что чувствуем. Особенно в негативных ситуациях.
Этот навык - понять, что ты чувствуешь в конкретной ситуации или к близкому человеку - очень полезен и вот почему.
Пример на выдуманном нездоровом диалоге:
Катя: Вась, я на тебя обиделась! Ты мне все настроение испортил. Разговаривать с тобой не буду, отстань.
Обиделась - чувство. Эмоция - неизвестно. И как понимать этому самому Васе, что вообще случилось и как ему себя вести? Да никак. Вася не несет ответственности за обиду на него. В данном случае, как и в подобных, обида - это ответственность Кати. Ее задача, как осознанного человека, понять свои эмоции и выразить их. Тогда вероятность конфликта, из-за возникшей обиды, будет равняться нулю, ведь все можно решить в диалоге.
Здоровый диалог:
Катя: Вась, ну я очень расстроена и даже злюсь на твои слова, что вечером мы не сможем пойти гулять, ты мне вообще-то обещал!...
Вася: Кать, да, я понимаю твое состояние, прости меня. Я очень устал, у меня был тяжелый день на работе, давай проведем время вместе дома? Прошу тебя меня понять и придумать какое-то другое совместное занятие. Давай фильм глянем?
Катя: Хорошо, но мне нужно время успокоиться, так как я все еще на тебя злюсь.
Хэппи энд (те, кто захочет мысленно продолжить конфликт - не надо речь про здоровый диалог)
Итог
Умение в моменте распознать свои эмоции и чувства - сложно. Ведь, в тебе все бурлит/кипит/проситься наружу, особенно, в гневе. Это большая работа. В идеале - работа с психологом, который поможет вести дневник чувств и тем самым, распознавая эмоции, верно ими управлять. Управлять, но не подавлять. Подавлять эмоции нельзя. Потому что эмоция - это также и энергия внутри нас. Представьте, что негативные эмоции вы будете подавлять, сдерживать внутри себя. Энергия может копиться внутри, но в конце концов - выйдет наружу. Если копите негатив - энергия выйдет наружу в виде эмоционального срыва. Поэтому давать выйти энергии наружу важно, даже негативной. А уметь управлять своими эмоциями, предупреждать о них близких - также нужно и очень важно. Таким образом, конфликтные ситуации получится переводить в диалог, а эмоциональные моменты на работе - решать быстро и четко.