Хотелось написать про то, как важно для ребёнка развивать критическое мышление. Но в процессе работы над темой стало понятно, что всё сложнее, чем кажется. Дело в том, что на смену критическому мышлению приходит клиповое. И как бы его ни ругали, мозг перестраивается даже у взрослых людей, осиливших в своё время «Войну и мир» и «Анну Каренину». Вопрос в другом — нужно ли ломать ребёнка, переделывая его на свой «устаревший» лад и учить мыслить критически? Как он тогда будет жить дальше в новом ускоренном мире, социализироваться, работать?
Попытка немного порассуждать на эту тему вылилась в текст объёмом почти как у Толстого. Поэтому для тех, у кого победило клиповое мышление, мы сделали выжимки из текста и выделили их—это резюме, выводы. Те же, кто пока ещё мыслит критически и хочет видеть причинно-следственные связи, могут прочесть всю статью. А для тех, кто пришёл узнать, как помочь развить у ребёнка критическое мышление— вам к последней части, которая так и озаглавлена.
Заодно напишите нам в комментариях — осилили вы весь текст, нужно ли вообще писать такие длинные статьи или ограничиваться тезисами?
Критическое VS клиповое
Давайте для начала определимся с понятиями. Критическое мышление, по определению «Педагогического словаря», — это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Клиповое мышление, с одной стороны, грешит фрагментарностью и поверхностностью, а с другой стороны, позволяет легко жить в режиме многозадачности, быстрее обрабатывать и отсеивать «ненужную» информацию.
Кандидат культурологии Константин Фрумкин пишет, что суть клипового мышления заключается в том, «что оно умеет и любит – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство “клипового восприятия”– большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста». По словам эксперта, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Немножко истории
Людей всегда пугали глобальные изменения, они боялись потерять себя, точнее того себя, к которому привыкли и которого любили. Так в диалоге Платона «Федр» Сократ сокрушается по поводу развития письма, опасаясь, что люди перестанут тренировать память и станут забывчивыми. А когда появился печатный станок Гуттенберга в XV веке некоторые философы боялись, что легкодоступность книг приведёт к интеллектуальной лени, ослабит их умы. В XIX веке появился телеграф, чей стиль переняла и пресса. Уже в XX веке Цветаева назвала «читателей газет» – «глотателями пустот».
Тем не менее жизнь диктует свои правила, и мы незаметно под них подстраиваемся. Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, породивших клиповое мышление:
- ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока;
- потребность в большей актуальности информации (мало времени на обобщение и анализ);
- увеличение разнообразия поступающей информации;
- увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно.
Умные люди утверждают, что критическое и клиповое мышления — два когнитивных процесса, которые друг другу противоречат и не могут развиваться параллельно.
Так что же в какой-то момент человечество совсем перестанет анализировать? То есть пока искусственный разум день от дня развивается, мы постепенно утрачиваем способность критически мыслить? За нас это будут делать компьютеры?
Так далеко в будущее мы заглянуть не можем, но можем посмотреть на себя, взрослых, которых с детства учили критически мыслить, читать, понимать и анализировать длинные тексты, устанавливать причинно-следственные связи и так далее. Но сейчас наш мозг тоже начал подстраиваться под новые реалии — ускоренный темп жизни, многозадачность. Может быть вы заметили, что раньше мы смотрели фильм по телевизору и только его, а сейчас можем параллельно играть в телефон, проверять домашнее задание детей и составлять списки покупок на завтра. И не просто можем, у нас появилась такая необходимость. Сосредоточиться лишь на фильме стало сложно. Так же и с поиском информации в интернете, мы можем быстро перебирать сайты, отсеивать длинные тексты и просматривать (не читать) короткие.
Вот что пишет Николас Карр (писатель и журналист, его книга вошла в шорт-лист Пулитцеровской премии 2011 года): «Раньше погрузиться в книгу или длинную статью было просто. Мой ум следовал за повествованием или же проносился по виражам из аргументов, я мог провести часы, гуляя по необъятным просторам текстов. Вряд ли такое ещё случится. Сейчас я часто теряю концентрацию уже после двух-трех страниц. Я суечусь, теряю нить рассуждений, начинаю искать, что бы ещё сделать. Я чувствую, как заставляю свой капризный мозг вернуться к тексту. Вдумчивое и серьезное чтение, которое было естественным, превратилось в проблему. Я думаю, что знаю, что происходит. Больше десятилетия я провожу много времени онлайн, ищу информацию и перехожу с сайта на сайт, и иногда добавляю что-нибудь в огромные базы данных Интернета».
Таким образом в нас сейчас существуют оба процесса. Конечно, сложно сказать, в каких пропорциях они будут сосуществовать идеально и как этого идеала добиться, но тем не менее, для нас работает схема 1+1. Давайте же и детям дадим возможность потренировать оба навыка! Ведь оба они — умение сосредотачиваться на чём-то одном и умение быстро переключаться с задачи на задачу — очень важны.
Человеческий мозг — самая неизученная часть нашего организма. Если раньше считалось, что к 20 годам наша мозговая сеть уже окончательно сформирована, то сейчас исследователи доказали, что это вовсе не так. Джеймс Олд, профессор неврологии, уверен, что даже зрелый ум очень пластичен. Нервные клетки регулярно разрывают старые связи и образуют новые. «Мозг, имеет способность перепрограммировать себя на лету, изменяя способ своего функционирования», — подчёркивает Олд.
Так что мы не сдаёмся и тренируем всё что можно! И если клиповое мышление сейчас тренируется самостоятельно, то критическому нужна поддержка.
Итак, чего мы хотим добиться:
- чтобы ребёнок мог сам искать и получать информацию;
- анализировать её и делать свои собственные выводы;
- принимать решения и брать за них ответственность;
- формировать собственное отношение к чужим словам, полученной информации, полученному результату и т.д.
Как помочь ребёнку развить критическое мышление?
1. Что? Где? Когда?
Вопросы — это хорошо, это признак работы мозга. Так что не отталкивайте своих почемучек. Они должны задавать вопросы! А вот с ответами всё не так просто. Вместо того, чтобы сказать: трава зелёная из-за хлорофилла (ребёнок в пять лет и слова-то такое не выговорит), обратите внимание на то, что ещё в природе зелёное. Спросите чадо, почему у него вообще возник такой вопрос. Предложите ему придумать историю «как трава стала зелёной». В помощь вам куча книжек-энциклопедий, построенных на вопросах, да и вообще, любых энциклопедий.
2. Пришёл. Увидел. Победил
Чтобы научить ребёнка видеть причинно-следственные связи, нужно с ним много разговаривать.
Как ты думаешь, почему папа отругал тебя за разбитую чашку? Ему жалко любимую чашку? Или у него просто было плохое настроение? А может быть он хочет, чтобы ты был внимательнее к тому, что дорого другим людям?
Вася поспорил с учителем по поводу оценки и нагрубил ему. Как ты думаешь, кто прав? А может быть, оба в чём-то неправы? В чём? Как бы ты повёл себя на месте Васи?
Мы сегодня идём в театр. Что бы нам надеть? Джинсы подойдут, а спортивные штаны? Нет? Почему?
3. Читаю, смотрю, слушаю — понимаю, делаю выводы
Для развития критического мышления не обязательно читать большие тексты. Главное, чтобы в них была проблема, дилемма, над которой стоит подумать. Для начала просите ребёнка пересказать книжку, мультфильм или просто события за день. Задавайте ему вопросы, рассуждайте вместе, выдвигайте гипотезы и придумывайте несколько способов решений той или иной проблемы. Сейчас на рынке огромное количество книжек-картинок, в которых вовсе не только картинки, а хорошие небольшие и проблемные истории, которые помогут развить необходимые мыслительные навыки.
Почему волк съел Красную Шапочку и её бабушку? Как героям этой сказки стоило поступить, чтобы избежать опасности? А ты бы как сделал? Какие здесь могут быть варианты?
(Для того, чтобы начать тренироваться, возьмите наши сказки-квесты, где автор предлагает выбрать, куда и что делать главному герою, постарайтесь предугадать, к чему приведёт ваш выбор).
4. Учимся на ошибках
Мы сейчас не про глобальные ошибки, а про весёлые. Ребёнок должен научиться видеть несоответствия, сомневаться, стоять на своём, приводить аргументы.
Увидели на улице собаку, покажите на неё пальцем и скажите «мяу». А потом: «Ой, не мяу, а хрю!». Ребёнок должен вас поправить, сказать, какое животное говорит «мяу», а какое «хрю», как звучит собака.
Только такие ошибки должны быть понятны ребёнку, а не запутывать его.
5. В спорах рождается истина
Спорить — также хорошо, как задавать вопросы. Научите ребёнка не капризничать и требовать что-то, а объяснять, зачем ему необходим новый телефон, почему ему можно пойти в гости к другу и так далее. Он должен научиться приводить аргументы в пользу своей позиции и своего мнения.
Но спорить можно не только друг с другом, а и с героями книг, фильмов и мультфильмов. Даже если персонаж симпатичен, он может ошибаться. Обсудите это. Пусть ребёнок опишет героя, назовёт его сильные и слабые стороны, скажет, в чём он ошибается и докажет свою точку зрения.
(В качестве примера предлагаем книжку «Магазинчик летних надежд» Татьяны Поповой, а для тех, кто постарше — её же «Деньги в руках литературных героев»)
6. Игры разума
Для развития критического мышления хорошо подходят игры, в которых нужно объяснять слова и понятия, показывать и описывать людей и предметы, не называя их.
Например, этот предмет есть в комнате, он сделан из дерева, но бывает пластиковый и даже металлический, он нужен для того, чтобы мы не нагибались, когда что-то делаем, например, готовим еду, что-то мастерим или готовим уроки. На него можно что-то поставить — тарелки, цветы, книжки… Но сидеть на нём неприлично! (Ответ: стол).
Для таких игр мы предлагаем воспользоваться нашими книгами из серий «Легендарные» и «Первые в России». Сначала стоит прочитать книжку, чтобы необходимый для загадок материал попал к ребёнку в голову, и уж потом загадывать загадки.
Вот пара загадок-примеров:
Кто это и что изобрёл (придумал)?
Этот человек был офицером-моряком, а выйдя в отставку занялся очень мирным делом. Благодаря ему мы по утрам едим вкусные бутерброды. А начал своё дело он в Вологодской губернии, правда, сначала набирался опыта в Швейцарии и Франции.
(Ответ: Николай Верещагин, который «придумал» вологодское масло. Его чудесный вкус достигается кипячением сливок).
Татьяна Попова «Легендарные русские изобретатели»
Что это за изобретение?
Это приспособление нужно, когда извергается вулкан, бушует песчаная буря или пожар, а также во время эпидемии. Раньше оно очень мешало разговаривать, но сейчас — нет. Оно меняет внешность до неузнаваемости. Их делают и для людей, и для животных.
(Ответ: противогаз)
Наталья Соболева «Наука и техника»