Найти тему
"Ваша газета"

ДОроги дорОги, а бездорожье ещё дороже

Нерадужную дорожно-транспортную ситуацию обрисовали на прошлой неделе в Нижнекамске, который принял большую делегацию госчиновников на выездном заседании двух Комитетов Госсовета РТ - по жилищной политике и инфраструктурному развитию и по экономике, инвестициям и предпринимательству, а также специалистов Экспертных советов. Возглавили делегацию председатель Комитета по ЖП и ИР Александр ТЫГИН и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит ХАНИФОВ. Принимал гостей глава НМР Рамиль МУЛЛИН.

Провезли по кочкам

Как водится, высоких гостей сначала провезли по ямам и кочкам, которых на дороге к промпарку «Нижнекамск» достаточно. Этой дорогой пользуется большей частью транспорт промпредприятий, хотя уже лет 10 она находится на балансе города, у которого нет средств на её латание. Наши власти пытались переложить обслуживание участка на республиканский карман, но не вышло. Замруководителя исполкома НМР Рафаэль ИГТИСАМОВ напомнил: «Это несправедливо. Здесь ездят бензовозы, тяжёлая техника предприятий. Сами видите состояние дороги. Муниципалитет не может её содержать». Бывший нижнекамец, депутат Госсовета РТ Андрей ЕГОРОВ поддержал: «Дорога объездная, здесь промышленность кругом, которая работает на благо республики и России. Это всё равно что сейчас муниципалитету отдать на содержание железные дороги - по логике то же самое получается». В итоге гости посоветовали нижнекамским властям ещё раз обратиться в Миндортранс РТ.

Верните трамвай в промзону

Не всё в порядке и в трамвайном хозяйстве Нижнекамска - в городе используется только 32 км трамвайных путей из 63,5 км. Нефтехимики и шинники отказались от услуг «Горэлектротранспорта», и ушлые ребята потихоньку растаскивают контактные сети в промзоне. Идею развития трамвайного движения в партнёрстве с городом выдвинул один нижнекамский предприниматель. Он предложил предприятиям отказаться от вахтовых автобусных перевозок своих работников в пользу трамвая. «Сегодня предприятия на содержание вахтовых хозяйств тратят около 2 миллиардов рублей в год. Но их можно вложить в модернизацию трамвайного хозяйства, которое требует нынче около 14,5 миллиарда рублей. Необходимо желание предприятий, чтобы они убрали из промзоны парковки, чтобы люди ездили на общественном транспорте. Сейчас на Соболековской дороге пробки, а если авария - люди часами стоят. С трамваями таких проблем не будет», - аргументировал идею Р. Игтисамов. Но гости только хмыкали в ответ: вряд ли предприятия захотят менять работающую систему вахтовых автобусных перевозок.

-2

Ностальгия хороша в меру

А на трамвае гостей, конечно же, прокатили, причём на историческом. Р. Муллин не преминул заметить, мол, прекрасно, когда старые трамваи на ходу вызывают ностальгию, но лучше бы они остались в истории. На экскурсии в депо мэр прямо сказал: «Зарплаты на предприятии очень маленькие, однако здесь самая настоящая рабочая культура». Сегодня износ городской инфраструктуры электротранспорта составляет 83%, подвижного состава - 78%. Средний возраст парка техники - 31 год. Трамвайщики попросили у гостей предусмотреть льготные тарифы на электроэнергию, как для муниципального предприятия.

Ф. Ханифов внёс немного надежды: «От темы трамваев мы не отказались. Последние несколько недель ведём активные переговоры по обновлению трамвайного парка. В частности, рассматривается кооперация с «Белкомунамашем». Возможно, что часть старых усть-катавских вагонов мы капитально отремонтируем. В Нижнекамске и Челнах требуется замена 120-150 старых вагонов. Надеемся, программа развернётся».

Проект есть, деньги дайте

Р. Игтисамов конкретизировал: «Для Нижнекамска с высокой экологической нагрузкой инфраструктура наземного электротранспорта должна стать основой транспортного каркаса. Трамвай - лучшая альтернатива бесконечным вложениям в создание автомобильной инфраструктуры в городах. Наш город вносит огромный вклад в размер ВВП региона и страны. Развитие экологичного транспорта для нашего города - необходимость, которая позволит нивелировать дополнительную экологическую нагрузку при реализации инвестиционных проектов нефтехимических предприятия, а также снизить угрозу логистике для системообразующих предприятий из-за пробок».

-3

Добавим, что при поддержке госкорпорации развития ВЭБ.РФ - финансового партнёра и координатора Программы комплексного развития городского электротранспорта - исполком НМР подготовил проект полной модернизации инфраструктуры городского электротранспорта на общую сумму 14,9 млрд рублей. 10 регионов с 2022 года уже стали участниками первого этапа комплексной программы, которую курирует зампремьера. Р. Игтисамов попросил активной поддержки Госсовета в этом проекте.

Кредиты на автобусы

После всех экскурсий и посещения строительства моста через Каму депутаты провели совещание в Доме Советов. О транспортном обслуживании населения и состоянии дорог города и района делегации доложили замруководители исполкома НМР Рафаэль ИГТИСАМОВ и Радик ХАЗИЕВ.

Р. Игтисамов привёл статистику: протяжённость 9 автобусных маршрутов города составляет 180,2 км, 5 трамвайных маршрутов - 63,5 км, 12 пригородных автобусных маршрутов - более 570 км. Действуют также 14 сезонных маршрутов в сады-огороды. Совокупный показатель пассажиропотока на общественном транспорте составляет 12 млн пассажиров в год.

Исполком НМР предпринимает беспрецедентное для Нижнекамска субсидирование выпадающих доходов: поддержка общественного транспорта в прошлом году составила 133 млн рублей, в этом году - 148 млн рублей. В 2022 году с помощью республики приобретено 50 автобусов, в текущем году планируется в рамках казначейского бюджетного кредита приобрести 34 автобуса большого класса на городскую маршрутную сеть и 6 автобусов - на пригородную. Город оснащает подвижной состав средствами контроля пассажиропотока, бескондукторной оплаты проезда, автоинформаторами остановок, электронными рейсоуказателями, видеонаблюдением. Внедрено отображение работы общественного транспорта на картах Яндекс.Транспорт. С начала 2023 года по результатам опросов жителей в соцсетях открыты два новых маршрута. С 1 октября планируется запуск маршрута в новых микрорайонах города. Уже обновлено 52 остановочных автопавильона, предстоит обновить ещё 39. То есть город, как может, вкладывается в развитие городского транспорта.

В копилку проблем – кадры и наличка

К профильному комитету Р. Игтисамов обратился за законодательным решением по поводу закладывания затрат на компенсации перевозчикам выпадающих доходов в расходную часть местного бюджета, а не в дополнительные доходы. Это позволит прогнозировать транспортную работу и заключать контракты с перевозчиками на более длительные сроки (3-5 лет), что может послужить стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок, использовать механизмы мобилизации внутрихозяйственных резервов перевозчиков, создаст более привлекательные условия конкурсных процедур.

Местные власти также давно просят системных решений в обновлении подвижного состава. В результате резкого роста стоимости транспортных средств и процентной ставки программы льготного лизинга ГТЛК стали ещё менее доступны. НМР уже сегодня остро нужны 15 автобусов для города, 16 - для пригорода, 18 - для сезонных маршрутов.

Ещё нижнекамцы попросили установить более высокий тариф на наличную оплату проезда, чтобы мотивировать пассажира оплачивать проезд по безналичной форме. Мотив: на администрирование наличной оплаты проезда, включая оплату труда кондукторов и кассиров, уходит около 35 млн рублей в год.

Не забыли наши пожаловаться и на дефицит и «старение» водителей, средний возраст водителя в Нижнекамске - 49 лет, укомплектованность водителями составляет 71%. В общем, потребовали на госуровне выверенной кадровой политики, включая профподготовку, повышение престижа профессии, создание механизма соцзащиты работников транспорта.

Промдороги отдать республике

Р. Хазиев в свою очередь доложил, что в городе и районе всего 74,5% дорог находится в нормативном состоянии. В республике отсутствуют программы финансирования ремонта внутриквартальных дорог, Дорожный фонд справиться с этим не в состоянии, нужна госпрограмма.

Была добавлена конкретика по Южной автодороге длиной 12,5 км, по которой город объезжает транзитный транспорт и вывозится продукция предприятий Нижнекамского промузла. Ориентировочная стоимость её ремонта посчитана - 912,5 млн рублей. Содержание муниципальным бюджетом - 4,9 млн рублей в год, но по факту только на ямочный ремонт требуется около 50 млн рублей.

-4

Готова и прошла экспертизу проектно-сметная документация капремонта участка дороги №1 (Соболековская) - нужно всего лишь найти 1,1 млрд рублей. В целом протяжённость дорог Нижнекамского промузла составляет 33,6 км, содержание и ремонт которых требует существенных капиталовложений. Р. Хазиев напомнил, что объём валового территориального продукта НМР составляет 20% в экономике РТ, а продукция нефтехимического комплекса особо важна для всех производственных сфер РФ. Поэтому исполком НМР неоднократно направлял обращения в адрес руководства РТ о передаче этих дорог в собственность республики и в оперативное управление ГКУ «Главтатдортранс».

-5

Из положительных моментов строительства обхода Нижнекамска трассой М-7 «Волга» Р. Хазиев отметил, что он обеспечит дополнительный путь эвакуации из города при условии завершения строительства проспекта Мира и выезда из промзоны через Иштиряково.

Но в ходе строительства федеральной трассы М7 и автомагистрали «Шали (М7) - Бавлы (М5)» вскрылась другая проблема - разрушение региональных и муниципальных дорог. Финансирование восстановления этих участков было исключено во время прохождения экспертизы. Соответственно вопрос ремонта разрушенных участков дорог остаётся открытым. Указанные дороги не рассчитаны на многократно возросшее движение автотранспорта грузоподъёмностью более 50 т. Нижнекамцы просят найти решение.

-6

Была обозначена ещё одна немаловажная дорожная проблема - отсутствие инженерной инфраструктуры и дорог на участках, выделенных многодетным семьям. На сегодняшний день ориентировочная стоимость строительства дорог в массивах земельных участков многодетных составляет 1,075 млрд рублей. Проблема также требует целевой госпрограммы финансирования.

Какой эффект будет от этого выездного совещания и будет ли вообще, как всегда, покажет время.