Давайте рассмотрим самую основную тему в электронных закупках, то, ради чего они и проводятся. Конечно же - это объект или по-другому - предмет закупки. Насколько грамотно и правильно Заказчик опишет объект закупки зависит и результат, то, что он в итоге получит по результатам проведения конкретной процедуры. То же самое касается и участника процедуры, насколько внимательно он ознакомится с требованиями Заказчика и как правильно сможет предложить и описать объект, будь то товар/работа/ услуга (далее ТРУ) – настолько повышаются его шансы на победу в процедуре.
Как и в любом вопросе тут есть свои тонкости и нюансы, давайте рассмотрим основные из них на примере 44- ФЗ:
Требования к описанию объекта закупки по 44 ФЗ определены в статье 33 закона, в ней расписано какие характеристики необходимо включить в описание:
– функциональные (назначение ТРУ - то есть для каких целей необходим);
– технические (технологические особенности ТРУ);
- качественные (соответствие действующим нормативам и стандартам);
– эксплуатационные ((при необходимости), как будет использоваться товар, описание его работы).
При описании объекта закупки использовать по возможности максимальные и минимальные значения показателей, (не точные), а также неизменяемые показатели;
Значения показателей необходимо описывать при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений;
Применять показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые соответствуют техническим регламентам или государственным стандартам, утвержденными законодательством Российской Федерации. Если же в описании объекта закупки используются нестандартные показатели, нужно обосновать необходимость их использования;
Не объединять в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, работы или услуги. Это нарушает нормы п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона №44-ФЭ и ч. 3 ст. 17 ФЗ №135-ФЗ и в таком случае Заказчика могут оштрафовать, а закупку отменить;
Не устанавливать требований к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику неизвестны: химический состав, технологию производства товара, компоненты, показатели, значения которых можно узнать только после испытаний. Для этого участник должен товар произвести или купить и так как претендент на момент участия в закупке не обязан иметь товар на складе (такого требования нет в 44 ФЗ), ФАС не рекомендует в описании объекта закупки запрашивать данные требования;
Не устанавливать требований к ресурсам и квалификации участника. Нельзя требовать, чтобы участник обладал производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства товара, выполнения работы или оказания услуги, которые являются объектом закупки. Кроме того, не нужно устанавливать в описании объекта закупки требования к квалификации, опыту и деловой репутации участника. Об этом сказано в ч. 3 ст. 33 Закона №44-ФЗ;
Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и т.д.
Кроме того, при описании объекта закупки есть одно очень важное правило: не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания и т.д., если такие требования и указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Но есть и исключение из указанного правила, использовать товарный знак в описании объекта закупки, можно только:
1) сопровождении такого указания словами «эквивалент»;
2) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
3) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
4) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации, например: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Касательно описания объекта закупки по 223-ФЗ хотелось бы отметить, что норма была введена в действие с 01.07.2018г. (ч. 6.1. ст. 3). Ранее Заказчику предоставлялась определенная свобода в этом вопросе и достаточно было описать определенные правила в Положении о закупке. Сейчас описание объекта закупки регламентировано 223-ФЗ.
Как итог, стоит пояснить, что описание объекта закупки на сегодняшний день регламентировано и 44 и 223-ФЗ, но конечно же, предусмотреть все тонкости в описании всех закупок невозможно. Чтобы правильно подготовить описание объекта закупки как со стороны Заказчика, так и стороны Поставщика – необходимо постоянно следить за изменениями законодательной базы, разъяснениями уполномоченных органов, судебной и антимонопольной практикой, а также быть подписанными на наш канал и следить за всеми изменениями и обновлениями вместе с нами!