Найти в Дзене

Роберт Хайнлайн - Тоннель в небе

Каждый раз, перечитывая книгу, я проживаю эту историю с какой-то новой стороны, словно, обретая новый жизненный опыт, обретаю вместе с ним возможность видеть новые грани романа. Как будто смотрюсь в то самое зерцало, которое, отражая, обнажает все мое внутреннее естество и тени, до того таящиеся в глубине моей личности, наконец выходят на свет и обретают объемность и ценность. 

В основе сюжета этой книги старая избитая тема становления личности.

Все довольно просто: группа старшеклассников отправляется сдавать экзамен по выживанию на некую планету, о которой, по условиям испытаний, сказано лишь, что она пригодна для жизни человека и на ней обитают чрезвычайно опасные существа - «стоборы». Основная задача - выжить и добраться до точки встречи, которая находится примерно в 20 километрах от точки высадки. Все бы хорошо, но случается нечто непредвиденное и за группой никто не возвращается…

«…Помните, - говорит один из инструкторов - самый страшный зверь на свете - человек…». 

Род - главный герой романа - обычный подросток. Как и многие в его возрасте, Род чувствует себя ужасно одиноким и напуганным. Его путь к обретению своего «я» начинается с мучительного выбора - он имеет право отказаться от испытания и, следовательно, от мечты или, следуя за мечтой, должен отказаться от возможности провести последние дни с родителями, которые ложатся в стасис из-за смертельной болезни отца. Это тот самый выбор, который каждый из нас, в сущности, проделывает в свое время - мечта, свой собственный путь, или возможность еще немного побыть теми, за кого решают, побыть ребенком. 

И если в самом начале мы видим растерянного мальчика Рода, за которого множество важных решений, выборов, осуществляют значимые взрослые (сестра, инструктор, друг…), то в самом конце перед нами предстает зрелый муж, полностью соответствующий той символике, которую автор вложил в его имя - Родерик. 

Когда-то, в детстве, мне казалось, что мое имя мне не принадлежит. Уж слишком оно было громоздким и несуразным. Мне ужасно хотелось какого-то обычного, простого, как у всех нормальных людей - Лен, Наташ, Кать… На мне мое имя сидело как-то кособоко, все время норовя сползти, как бывает сползает с плеч платье не по размеру, тогда как другие девочки гордо щеголяли в ловко прилаженных, нарядных «Ленах», «Наташах» и «Катях». Но, оказывается, иногда имена тоже выдаются человекам «на вырост». И мое имя терпеливо дожидалось того момента, когда придется моей личности впору. 

Вообще, в романах Хайнлайна всегда много символизма. В романе «Тонель в небе» символично все. И закольцованность, и самое имя главного героя, им множество вещей, отделяющих и определяющих веру от религии, ложь от правды, долг от справедливости, патриотизм от глупости… Автор беспощадно низвергает героя в самое начало, к подножью известной пирамиды. И в процессе выживания, герой учится жить, ценить вещи, которые раньше не замечал, отстаивать границы и делать выбор между требованиями эго и «общественной» пользой. Конечно, он самонадеян и самолюбив, как любой подросток, часто впадает в крайности и склонен к иллюзиям, но постепенно его личность становится все более зрелой, а восприятие мира объемным и тот статус, который поначалу был для него так желанен, но недоступен, становится столь же органичным ему, как и имя. 

В каждом из нас, говорит Хайнлайн, есть и Род и Родерик, избалованное дитя и славный правитель. В какую сторону мы взглянем, за свои ли эго пойдем или поставим во главу угла нечто большее, останемся ли внизу пирамиды, удовлетворившись имеющимся или упрямо будем стремиться выше - будет зависеть и то, какое имя мы будем носить.

Для меня всегда было трудно отказаться от того, что дает стабильность и безопасность. Никакая мотивация - любопытство ли, деньги, среда - не могли быть достаточно сильным стимулом для ярких и решительных изменений. И только вездесущие «стоборы», бездумно и бесцельно стирающие чужие жизни, оставляющие за собой лишь обглоданные дочиста кости, позволили мне сформировать внутри то самое стремление, тот мотив, что позволил мне сдвинуться с мертвой точки. 

«Ни один паршивый стобор, - говорит Род - не заставит меня уйти с этого места, где столько было сделано для жизни.

«Ступай, Кэрол, - говорит спустя полтора года Родерик, - ступай и делай, что задумала»

Взросление по Хайнлайну - это не только ответственность за себя и свой выбор, это еще и ответственность перед своей совестью, это выбор между выживанием и торжеством тех ценностей, которые мы привыкли называть общечеловеческими. Оглядываясь на свой собственный путь, наблюдая за другими, я поневоле соглашаюсь с ним. И я думаю, что такой путь - долгий и трудный - стоит, пожалуй, вложенных в него сил, стоит каждой чертовой, вложенной в него минуты. 

Каждый раз, перечитывая эту книгу, я даю себе слово, что не стану плакать и, конечно, каждый раз плачу, как в первый раз. И это хорошие слёзы, слёзы очищения…

Один только вопрос продолжает мучать меня из раза в раз - кого все же Хайнлайн именует стоборами на самом деле?

#книги #книголюб #литература #психолог #психологонлайн #люблючитать