Первый спектакль который попался мне под перо – "Ромео и Джульетта" (У.Шекспир) Тамбовского Молодежного театра. Режиссер Дмитрий Ефремов попытался всем известную “печальную повесть” завернуть в новую обертку. Есть ли в этом спектакле что-то кроме этой “обертки”? Увы, но моему мнению - нет. Спектакль оказался разочаровывающим и даже мучительным для восприятия. Но все по порядку.
Премьера спектакля состоялась в сентябре 2022 года, но так получилось что попасть на эту постановку мне удалось совсем недавно (актеры должны были уже разыграться). Новость о том, что “Ромео и Джульетта” будет в новом прочтении не вызывала удивления, но вызывала сомнение - лишь немногие спектакли по классики выдерживают “новую форму”. Эта новая форма часто закрывает собой пьесу, автора, его мысли, психологизм, все упрощает и оставляет только эту злосчастную обертку. С этим спектаклем практически такая же история, кроме этой обертки ничего нет. Попытка переместить персонажей в современность и понять как они бы выглядели сейчас - не увенчалась успехом. И причин тому много.
Во-первых, cразу что начинает тревожить в спектакле, это как летит сцена за сценой и это не потому что ты погружен и не замечаешь как идет спектакль, а потому что актеры лепят текст со скоростью света, не думая вообще что произносят(особенно Ромео – Максим Мазыкин). Ты просто физически не успеваешь уследить не за смыслом текста, не за сюжетом. Я знаю эту пьесу наизусть, и то мне было тяжело понять что сейчас происходит(а каково было людям которые видели эту историю впервые?). Конечно, это все скатывалось в суету которая быстро стала раздражать. Второй акт был наоборот противоположен первому, перестали лепить текст, но стали все затягивать, образовывались постоянные долгие провисы. Половину сцен можно было спокойно вырезать и без них уже все понятно, но такое ощущение что побоялись сократить роль премьеру театра (Юрий Фитисов).
Во-вторых, второстепенные персонажи совершенно не раскрыты. Кто такой Бенволио? Что за такая сущность Меркуцио? А Тибальд что за перец? На поклоне уже забываешь что такие персонажи были и что у них за история -не запоминаются(хотя персонажи в пьесе ярчайшие).Да что говорить про второстепенных, я сущность главных персонажей не понял.
Сцены с Братом Лоренцо.
Фишка постоянно весь текст произносить как пономарь быстро утомляет, а главное теряешь смысл того что произносит.
Весь спектакль какой-то не серьезный, ощущается глумление над спектаклем, из-за этого тяжело подключиться эмоционально и начать сопереживать персонажам. Поэтому ни смерть Меркуцио, ни смерть Тибальда и даже ни смерть Ромео и Джульетты не вызывает сопереживания.
Итог.
Я мог бы много чего еще сказать, много к чему придраться, но это бессмысленно. Когда спектакль с самого начала не увлекает, ты начинаешь в нем копаться и замечать все огрехи. Поэтому, кроме как стильных костюмов в этом спектакле ничего по сущности нет. Спектакль не дает зрителю главного – эмоционального сопереживания истории и персонажам.
Возможно режиссеру просто на просто не хватило времени. Если верить тому отрывку интервью который я видел – спектакль был сделан за 2 месяца, и эти 2 месяца были разбиты на перерыв в один месяц. Конечно это экстремальные условия, за это время можно сделать только скелет(развести актеров по мизансценам), а на остальное времени не хватило. Но зрителю это не интересно, ему подавай итог, и судить он будет итог.
Фото: https://tmt-tambov.ru/vechernie/romeo-i-dzhuletta.html
Тамбовский театрал ВК: https://vk.com/tambovtheater
Тамбовский театрал ТГ: https://t.me/tambovtheater