На большие экраны Хабаровска вышел индийский фильм «Патхан. Схватка со смертью». У себя на родине он является наиболее кассовым проектом года и уже успел собрать в общемировом прокате около 120 миллионов долларов. Для сравнения, общие сборы «Чебурашки» - 91 миллион долларов. Параллель не самая корректная, но показательная.
Начнем с того, что это уже третье пришествие индийского кинематографа на российский (а ранее советский) рынок. В предыдущих ситуациях взор падал на картины с песнями и танцами также по причине импортозамещения и попытки найти новые источники развлекательного контента.
Первый триумфальный приход индийского кино выпал на середину 1950 годов, после смерти Сталина, когда наше кинопроизводство находились в параличе. Сталин лично контролировал после войны все фильмы, поставив задачу: не больше десяти в год. В итоге все они были невыносимо тоскливы. Этот разгром индустрии после смерти главного кинокритика долго не могли преодолеть, Голливуда было ноль, за исключением «трофейных фильмов», снятых еще до войны. Осенью 1954-го эту брешь заполнили сразу пять индийских фильмов, самым хитовым из которых стал «Бродяга» - первая классическая болливудская мелодрама 1951 года выпуска.
После налаживания отношения с Западом индийское кино на отечественных экранах заняло приличествующее ему место — одна-две среднеуспешные картины в год. Но оно вновь триумфально вернулось в 1983 году, когда на пике холодной войны Голливуд опять вылетел из нашего проката. На следующий год индийский «Танцор диско» стал самым кассовым фильмом СССР, музыка из него лилась из каждого утюга, а дети подражали танцам главного героя. И это неудивительно, ведь в тот год в кинотеатрах у нас элементарно нечего было больше смотреть. Вторая эра индийского кино, как несложно догадаться, кончилась ровно в момент нашего очередного замирения с США.
Однако за последние тридцать лет кино из Индии, оставив очень многие свои характерные классические черты, знатно усовершенствовалось и по, например, визуальной составляющей ничем не уступает западным аналогам, а в некоторых моментах даже превосходит их. Местные режиссеры смогли выработать формулу, при которой колорит и традиции умело сочетаются с мировыми стандартами индустрии. Если вас интересуют примеры, то можно вспомнить прошлогодний фильм “RRR”, который стал общемировым хитом и даже забрал вполне заслуженный Оскар за лучшую песню.
Однако вернемся к «Патхану». Его сюжет достаточно прост и основан на конфликте Индии и Пакистана по поводу территориальной принадлежности Кашмира. Злые пакистанцы нанимают злого террориста, который должен устроить что-то страшное и глобальное, что точно убедит Индию отдать Кашмир. Противостоит плохому парню доблестный спецагент индийской разведки по имени, как несложно догадаться, Патхан. В глобальном смысле это все, что нужно знать о синопсисе, хотя хитросплетений и всевозможных персонажей со своими историями там хватает.
Не уверен, стоит ли описывать актерский состав, однако упомянем, что артист, который играет Патхана, Шах Рукх Кхан является ведущим индийской версии передачи «Кто хочет стать миллионером».
Прежде чем поговорить о самом фильм, мы опишем несколько базовых характеристик данной картины, которые помогут определиться, подойдет ли вам данное произведение и кино из Индии в целом.
1. Физика — миф, ее не существует. Если вы считаете, что человек не может ходить по крыше идущего на полной скорости поезда, как по тротуару или уверены, что фильм становится хуже, если в реальной жизни машина или вертолет не могут совершить тот или иной маневр, то вы будете страдать, потому что абсолютное большинство трюков — это дикий гротеск, по сравнению с которым даже китайские картины, где герои летают по воздуху, покажутся вам основанными на реальных событиях.
2. Все образы персонажей выкручены на максимум. Если главный герой — спецагент, то его крутизна и сексуальность будут вам демонстрироваться на протяжении всех двух с половиной часов всеми мыслимыми и немыслимыми образами. В ход пойдет даже вентилятор, благодаря которому в самый ответственный момент волосы актера будут развеваться, будто это реклама очередной модной коллекции. Это, как сейчас принято говорить, маскулинное кино на все 200%.
3. Кино в Индии зачастую снимается с патриотическим уклоном. Если вы не готовы к тому, что раз в полчаса кто-нибудь начнет признаваться в любви к своей стране или, наоборот, сетовать на то, что его отчизна его предала, то, пожалуй, вы еще не готовы к индийскому кинематографу.
4. Стоит поговорить и про песни. Да, они есть, однако в современных фильмах авторы стараются вписывать их в повествование тоньше и не злоупотребляют ими. Отдельно отметим, что и аранжировки к композициям создатели заметно осовременили.
5. Продолжительность. Уже упоминалось, что фильм идет более двух с половиной часов, что для индийского кино далеко не предел. Для многих это будет объективным перебором, что тоже стоит учитывать.
Что же касается самого произведения, его визуальная часть заслуживает всяческих похвал. Трюки, драки, погони - все выглядят безумно динамично и зрелищно. Если вы готовы принять киноусловности и особенности фильма, то разочарованы точно не будете. Хотя, если франшизе «Форсаж» можно запускать автомобиль в космос, то почему нельзя индусам?
Также стоит отметить и географию. За время просмотра вы побываете в Испании, Франции, Арабских Эмиратах, Москве и даже такой части России, как «Черная тюрьма», которая, по всей видимости, была придумана под вдохновением от заведения, которое располагается на территории Оренбургской области.
Если резюмировать все вышесказанное, то подобные фильмы российскому зрителю надо воспринимать как комедию. Реализмом здесь и не пахнет, зато присутствует динамика, масштаб и эффектность, которые в совокупности с юмором и гротеском, смогут подарить вам воистину прекрасное зрелище.
Отметим, что если после просмотра картины вам покажется, что в вашей жизни недостаточно всего индийского, то недавно кулинарный обозреватель DVHAB.ru написал свои впечатления от посещения ресторана индийской кухни «Намасте».
Приобрести билеты на фильм «Патхан. Схватка со смертью» вы можете на нашем сайте в разделе «Кино».
Если же индийские боевики с отсутствием физики и песнями вам по какой-то причине не по душе, то на этой неделе вы можете также посмотреть фантастическую картину «Трансформеры: Восхождение Звероботов», экшен с Джеки Чаном «Круче некуда», российский триллер «Кентавр» или музыкальную комедию про отечественных рок-героев «Джонни».
Александр Макаров, новости Хабаровска на DVHAB.ru