Найти в Дзене
Нескучные финансы

Нематериальные активы бизнеса (НМА): что к ним относится и как учитывать

Нематериальные активы — это активы бизнеса, у которых нет физической формы. Их нельзя пощупать или понюхать, но они помогают компании генерировать финансовый результат — чистую прибыль. О том, что входит в НМА, что не входит, как оценивать нематериальные активы, учитывать, амортизировать и при чем тут деловая репутация, рассказываем в статье. Что относится к нематериальным активам Если коротко, нематериальные активы — это те активы, у которых нет физической формы, но которые помогают бизнесу генерировать прибыль. А вот что такое активы в целом и как они учитываются в балансе, мы рассказывали в других статьях: Итак, возвращаемся к нашим НМА. Согласно бухгалтерским правилам, к нематериальным активам бизнеса относятся: Но не все подряд произведения, программы, изобретения и прочее из таблички выше будут считаться НМА, а лишь те объекты, что отвечают семи критериям из правил бухгалтерского учета — ПБУ 14/2007: А вот эти же критерии, только на языке бухгалтерского учета ↓ Отдельно в списке
Оглавление

Нематериальные активы — это активы бизнеса, у которых нет физической формы. Их нельзя пощупать или понюхать, но они помогают компании генерировать финансовый результат — чистую прибыль.

О том, что входит в НМА, что не входит, как оценивать нематериальные активы, учитывать, амортизировать и при чем тут деловая репутация, рассказываем в статье.

Что относится к нематериальным активам

Если коротко, нематериальные активы — это те активы, у которых нет физической формы, но которые помогают бизнесу генерировать прибыль. А вот что такое активы в целом и как они учитываются в балансе, мы рассказывали в других статьях:

Итак, возвращаемся к нашим НМА. Согласно бухгалтерским правилам, к нематериальным активам бизнеса относятся:

-2

Но не все подряд произведения, программы, изобретения и прочее из таблички выше будут считаться НМА, а лишь те объекты, что отвечают семи критериям из правил бухгалтерского учета — ПБУ 14/2007:

  1. Актив способен приносить экономическую выгоду в будущем, проще говоря, генерировать прибыль.
  2. Компания вправе получать прибыль, которую этот актив сгенерирует, — у нее есть документы. Например, патент, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, дарственная, договор купли-продажи.
  3. Объект можно отделить от других активов. Например, улыбку от собственника не отделить, увы.
  4. Актив будет использоваться дольше 12 месяцев.
  5. Компания не собирается продавать актив в ближайший год. То есть делала его не на продажу, а для себя.
  6. Можно посчитать первоначальную стоимость актива — и сделать это не от балды.
  7. Актив не имеет вещественной формы, иначе это уже не НМА, а основное средство.

А вот эти же критерии, только на языке бухгалтерского учета ↓

-3

Отдельно в списке нематериальных активов выделяют деловую репутацию компании.

Деловая репутация — это тоже НМА

Деловая репутация бизнеса, она же гудвил, — это тоже нематериальный актив компании. Ее еще называют репутационным капиталом. По сути это уровень доверия к компании разных групп людей:

  • сотрудников;
  • поставщиков;
  • контрагентов;
  • покупателей и клиентов;
  • партнеров;
  • государственных органов;
  • общества;
  • конкурентов и так далее.

В бухгалтерском учете правила такие:

-4

А в финансовом учете деловую репутацию как НМА можно оценить двумя способами: количественными и качественными ↓

🧮 Количественная оценка деловой репутации — это разница между стоимостью компании и суммой собственного капитала. Или еще можно рассчитывать как избыточную прибыль — тот объем продаж, что бизнес получает благодаря репутации.

🥇 Качественная оценка деловой репутации — это всевозможные рейтинги и социологические исследования. Например, рейтинг лучших работодателей России по версии Forbes.

А вот товарный знак, сделанный своими руками, — нет

Раньше товарные знаки и знаки отличия считались НМА, но с 2024 года перестанут. Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета — ФСБУ 14/2022, с 2024 года не будут считаться нематериальными активами:

  • название;
  • товарный знак;
  • логотип;
  • фирменный герой;
  • другие средства индивидуализации, созданные собственными силами организации.

То есть: логотип, заказанный в дизайн-студии, можно будет отнести к НМА, а разработанный сотрудником компании уже нет.

Что не входит в нематериальные активы

Согласно тем же ПБУ 14/2007, в НМА не входят:

  • Неудачные попытки и эксперименты, исследования или разработки без результатов. Например, если компания пыталась разработать таблетку от всех проблем, но не смогла, неудачные образцы нельзя будет записать в НМА.
  • Не оформленные по закону или незаконченные работы. К примеру, уникальные конструкции без патента.
  • Материальные носители НМА. Флешка, на которой хранится код первой в мире социальной сети для гусей-интровертов, не считается НМА, а вот сам код — да.
  • Финансовые вложения. Нельзя записать в НМА те деньги, что собственник вкладывает в компанию.
  • Расходы на открытие юрлица.
  • Интеллектуальные и деловые качества сотрудников, их квалификация и способность к труду.

С 2024 года согласно ФСБУ 14/2022 к этому списку добавятся:

  • Знаки отличия, созданные собственными силами компании.
  • Поисковые активы — это не про гугл, а про лицензию на поиск полезных ископаемых.
  • Долгосрочные активы к продаже.
  • Информация о покупателях, заказчиках, организациях, проще говоря — базы данных.

К примеру, часто собственники хотят включить в нематериальные активы обучение персонала. Логика такая: мы вложились в образование сотрудников, они стали круче, получили опыт, и теперь наша команда — это актив. Но в ПБУ 14/2007 четко прописано, что качества и опыт сотрудников не могут быть НМА компании.

🤔 Зачем вообще вести учет НМА?

Представим: бизнес вложил в разработку сайта 5 млн ₽. Дальше есть два варианта:

— учесть сайт как нематериальный актив, увеличить собственный капитал и стоимость бизнеса;

— учесть 5 млн ₽ в расходах бизнеса, завысить расходы (а это может заинтересовать налоговую) и уменьшить собственный капитал.

Первый вариант — правильный. Он соответствует реальности, бухгалтерским правилам и требованиям налоговой.

Как бизнес может получить нематериальный актив

Есть четыре способа, как бизнес может образовать нематериальный актив: создать, купить, принять в дар или получить от собственника. Разберем чуть подробнее каждый.

Создать. Это когда компания сама разрабатывает, придумывает, изобретает ноу-хау, секретный рецепт, формулу или что-то еще. При этом она может тратиться на оплату материалов, неудачных попыток, работу сотрудников.

Например: компания «Гедеон Рихтер» разработала препарат «Эстеретта». Формула препарата — это НМА, и компания получила его, разработав самостоятельно.

Купить. Компания может купить готовый сайт, товарный знак, чье-то изобретение или исключительное право. Купили, поставили себе на баланс, готово.

Например: Яндекс купил Delivery Club и получил все его нематериальные активы, например товарный знак, код приложения.

Принять в дар. Нематериальный актив бизнесу могут подарить. Тогда оформляется договор дарения. Например: много лет назад группа «Сплин» подарила бару право воспроизводить одну из своих песен. Эта история довольно сильно вирусилась в тот момент:

-5

Получить от собственника. Если у собственника есть что-то ценное и он хочет отдать это бизнесу, он вкладывает НМА в уставной капитал. Например, полковник Сандерс мог бы вложить рецепт курочки в уставной капитал KFC.

И здесь мы подходим к вопросу оценки нематериальных активов: как понять, сколько стоит рецепт крылышек KFC? Как оценить что-то менее крутое, допустим, рецепт круассанов от собственника кофейни? Такой рецепт будет стоить миллион или три рубля? Разберемся в следующем разделе.

Как оценивать нематериальные активы

Существует три метода оценки нематериальных активов.

  • Экспертная оценка. Актив оценивает независимый эксперт на основе рыночного анализа.
  • Оценка по затратам. Для первоначальной оценки берут затраты на создание или покупку нематериального актива — те, что компания может подтвердить и посчитать. Условно: оплата почасовой ставки разработчика — да, нервы собственника — нет.
  • Рыночная оценка — актив стоит столько, за сколько его сейчас можно продать на рынке. К примеру, на Авито.

Например, собственник хочет внести в уставной капитал свой рецепт круассанов. Сначала его оценка выносится на решение учредителей: они могут договориться о стоимости, к примеру, оценить рецепт в 10 000 ₽ и засчитать как вклад в уставной капитал. А могут не договориться. Тогда нужно пригласить независимого эксперта, чтобы тот оценил рецепт по рыночной стоимости.

-6

Важно: если компания пригласила эксперта, то в уставной капитал нельзя будет записать сумму больше, чем скажет эксперт. Условно: эксперт говорит, что рецепт стоит 10 000 ₽, а компания записывает как 100 000 ₽ — так нельзя! Менять сумму можно только в меньшую сторону.

Переоценка нематериальных активов

Как и основные средства, нематериальные активы проходят переоценку. Ее делают не чаще раза в год или так, как прописано в учетной политике организации.

Смотрят: были ли какие-то вложения в НМА? Доработки? Расходы на регистрацию? Если да, прибавляют эти затраты к стоимости нематериального актива.

НМА и их амортизация в финансовом учете

В финансовом учете нематериальные активы ведутся по принципу основных средств — записываются в балансе в разделе «Активы» — «Внеоборотные активы».

-7

Для баланса используют первоначальную стоимость НМА, а для расчета амортизации — срок полезного использования. К примеру, у деловой репутации срок полезного использования 20 лет.

Например, компания разработала себе сайт, потратила на это 3 млн ₽. Она планирует использовать сайт 10 лет, значит, каждый месяц компания будет списывать на амортизацию сайта сумму по такой формуле:

3 млн ₽ / 10 * 12 = 25 000 ₽

В финансовом учете нет какой-то нормы срока полезного использования — можно ставить столько лет, сколько хотите.

Подробнее об амортизации мы рассказывали в других статьях:

Почему считать амортизацию — это обязательно

Методы начисления амортизации, чтобы считать точнее

Как амортизировать оборудование, которое быстро дешевеет

Какой смысл хранить амортизационные деньги

НМА в бухучете

В отличие от финансового учета в бухгалтерском все очень строго: на каждый чих есть свой регламент. Для НМА есть правила, как оценивать, переоценивать, амортизировать, учитывать, списывать, раскрывать информацию — все это прописано в Приказе Минфина России № 153 от 27.12.2007 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов» — том самом ПБУ 14/2007, о котором говорили выше.

-8

Нематериальные активы бизнеса: в двух словах

  • Нематериальные активы — это активы бизнеса, у которых нет вещественного воплощения, например код сайта, деловая репутация, секретный рецепт. Но они помогают бизнесу генерировать прибыль.
  • Примеры нематериальных активов: произведения науки, литературы и искусства; программы ЭВМ; изобретения; полезные модели; ноу-хау; селекционные достижения; товарные знаки.
  • Не считаются нематериальными активами: качества сотрудников; финансовые вложения; неудачные изобретение и попытки; всё, что нельзя подтвердить документами.
  • Бизнес может создать НМА, купить их, принять в дар или получить от собственника в качестве вклада в уставной капитал.
  • НМА оценивают тремя способами: с помощью эксперта, по затратам на создание или покупку, рыночным методом.
  • Нематериальные активы в финучете ведутся по принципу основных средств. В бухгалтерском — по правилам из ПБУ 14/2007.

Поможем разобраться с НМА и другими задачами

Финдиректора Нескучных помогают предпринимателям с разными задачами. К примеру, поможем:

  • провести инвентаризацию, чтобы понять, какие активы есть, в том числе — нематериальные;
  • собрать баланс, чтобы узнать, где деньги и насколько богата компания;
  • избавиться от вечной нехватки денег;
  • придумать, как работать эффективнее и зарабатывать больше.

Вот как это обычно бывает:

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями, айти-компаниями и много с кем еще.

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, Казахстана, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия.