В продолжение статей:
В личной переписке ответил своим друзьям, которые сильно отстали от нашей церковно-политической жизни (могу им только позавидовать). Их интересует главный вопрос: что вообще происходит? И что я думаю о сложившейся вокруг предоставления автокефалии Украинской церкви ситуации? Думаю я много чего. Увы, нет ни времени, ни сил писать серьезную аналитику. Жалко, конечно, - может, еще напишу. Но всякий раз, когда я думаю, что "может, еще напишу" - я ничего не пишу. Так что решил всё-таки выложить, немного отредактировав, этот свой ответ. Мне кажется, все углубились в какие-то изучения канонов Церкви и судеб мирового православия. Оно, конечно, очень интересно, и мне тоже. Но чтоб дать оценку конкретно сейчас происходящим событиям, мне кажется, христианину следует думать в первую очередь не о канонах, а о людях, о их судьбах, о их свободе и безопасности. С этого и начну.
I.
Ты спрашиваешь, что я думаю о ситуации с Томосом и автокефалией… Думаю я, что ситуация очень неоднозначная.
Действия Варфоломея я не поддерживаю вот по какой причине: он не может не понимать, в каком положении окажутся миллионы христиан, решивших остаться верными Московскому Патриархату в условиях современной Украины.
Раньше у прихожан и священников Московского Патриархата на Украине был железный аргумент: простите, но это единственная каноническая православная церковь в стране, признанная мировым православием. И возразить было нечего.
А теперь получается, что желающими остаться движет именно симпатия к Русской церкви, к Москве. Потому что статус канонической будет уже у новой, поместной церкви. Как к таким людям отнесутся многочисленные националисты, ветераны АТО, да и просто обычные граждане, потерявшие близких в войне?..
Понятно, что начнется массовая передача храмов от МП - новой церкви. Почти наверняка прольется кровь. Вспомним недавнее прошлое, вспомним 90-е годы.
Не понимать этого Варфоломей не мог. Поэтому его поступок - вопиюще безответственный и непростительный для христианского священнослужителя.
II.
Да, можно было бы порадоваться за людей, которых эмпэшники обзывали раскольниками (а теперь оказались таковыми сами, когда Кирилл перестал поминать Вселенского Патриарха). Я бы и порадовался. Но радоваться мне мешает всё, сказанное выше.
Не такие уж это великие страдания - иногда выслушивать от какого-нибудь попа или бабульки, что ты вне Церкви и все твои таинства недействительны. Мало ли что христиане от кого выслушивают, в том числе и от лжебратий, и даже находящихся с тобой в одной юрисдикции . Вот, например, вас, условных "либералов", многие консерваторы считают вообще не православными, пятой колонной и пр. Вы что, очень страдаете от этого?
Варфоломей мог бы начать с того, что просто оказывал бы знаки расположения клирикам и мирянам "раскольничьих" церквей. Иларион бы строчил гневные письма в ответ на это, Константинополь бы отвечал вежливыми отговорками, и дело бы двигалось: "раскольники" бы понимали, что реально-то их признают, Москва бы тихо злилась, но у верующих УПЦ МП оставался бы козырь в защите от националистов: формально бы они были единственной канонической церковью Украины.
III.
Второй момент, из-за которого я осуждаю действия Константинополя (хотя, конечно, по тяжести он не идет в сравнение с первым) - это явное лицемерие Вселенского Патриархата.
Была бы позиция Константинополя такой, как сейчас, всегда - не было бы вопросов. Но я сам помню, как в 2008 году в Киеве Варфоломей говорил, что чувствует себя здесь гостем, в первую очередь - гостем Московского патриарха.
А тут вдруг раз - и это уже его собственная территория, и митрополит Онуфрий - вообще никто, епископ чужой церкви, который неканонично служит на чужой территории.
IV.
Теперь немного об основаниях, почему Варфоломей вот так вот просто взял и оттяпал у Москвы Украину. Про это сейчас много пишут, но с точки зрения канонов всё довольно просто.
Аргументируют так: мы вам эту нашу митрополию (Киевскую митрополию Константинопольского патриархата) не передавали. Мы просто позволили вам в Москве ставить Киевского митрополита, потому что физически были далеко, а вы - в одном государстве (после присоединения Малороссии к Московии при Алексее Михайловиче).
Москва сейчас это отрицает - нет, мол, именно передали нашей церкви, полностью, с концами. Но исторические документы явно не на стороне Москвы.
Так-то оно так. Вот только что ж столько времени делали вид, что признаете эту территорию - канонической территорией МП? Снова спрошу – что за лицемерие?..
Таким образом, Константинополь канонически прав, но если смотреть чисто по-человечески, то его позиция выглядит очень некрасиво.
V.
Прав Константинополь еще и в том, что за все четверть века, сколько длится раскол на Украине, МП не сделала никаких реальных шагов для его уврачевания. Позиция все эти годы одна и та же: покайтесь, и мы вас примем через повторное крещение (!!!). Не через покаяние, как католиков, не через миропомазание, как англикан и лютеран - через крещение!! Даже старообрядцев-беспоповцев не перекрещивают.
А тут такой канонический произвол.
На это сейчас и напирает Константинополь: вы "затворили двери Царства Небесного" для миллионов православных христиан. Поэтому Церковь-Мать, которая и насадила православие на этой земле, принимает решение вмешаться.
Не спорю, это самый сильный аргумент Константинопольского Патриархата.
Но! Но!! Всё тот же вопрос: а где вы раньше были?? Почему десятилетиями христиане Украины ждали, когда ж "церковь-мать" проснется и придет к ним на помощь, защитит от произвола "старшей сестры"?? Делегации в Стамбул от бедных "раскольников" ездили чуть не каждый год - и что?..
Почему нельзя было, наращиваю жесткость риторики, потребовать от Москвы в конце концов решить вопрос с признанием "раскольников", пригрозив в случае дальнейшего затягивания уже прямым вмешательством?
Ладно, раньше вы боялись султана, который вёл свою игру с московским царём. Но кого вам бояться последние сто лет, после падения Османской империи? Как справедливо говорили иерархам РПЦ в начале 90-х: «если человек лжет, когда у его виска держат пистолет, то мы не называем его лжецом, мы говорим, что он тоже жертва. Но если он продолжает лгать, когда нет уже никакого пистолета – то он просто лжец». Чего боялся Вселенский Патриарх все 28 лет, когда украинские православные, не желавшие поминать Московского Патриарха, взывали к нему?
VI.
Так что ситуация очень невеселая. Современное Украинское государство, пронизанное идеологией национализма, управляемое группой олигархов, фактически воюющих со своим народом, получает свою карманную "национальную" церковь. Которую в семью поместных православных церквей вводит первенствующая кафедра, Константинополь. Ведь это не будет частью Вселенского Патриархата - эта церковь будет полностью самостоятельна, то есть не будет иметь зарубежного центра. А значит, будет полностью зависима от украинской властной элиты (как РПЦ от Кремля, если не хуже). Эта церковь становится второй по числу верных (с небольшим отставанием) после Московской.
Вполне возможно, что мы сейчас очевидцы не рождения новой поместной церкви, а краха всей системы "мирового православия", состоящей из 14 поместных церквей.
С одной стороны, это хорошо – система эта довольна нелепа, изжила себя и требует радикального пересмотра. С другой стороны - от таких потрясений всегда в первую очередь страдают обычные люди, простые верующие. Тем страшнее, что это всё происходит в стране, находящейся в состоянии то ли гражданской, то ли "гибридной" войны...
публикуется с согласия автора - https://palpatinn.livejournal.com/9665.html
иллюстрации из открытых источников