Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал планы США дать Киеву истребители F-16 примером очень опасного развития событий. По его словам, появление у киевского режима этих самолетов, способных нести ядерное оружие, будет рассматриваться Россией как угроза со стороны Запада в ядерной сфере. «Мы проинформировали ядерные державы — США, Британию и Францию, что Россия не может игнорировать способность этих самолетов нести ядерное оружие», — сказал министр, добавив, что «никакие заверения тут не помогут».
Лавров уточнил, что в ходе боевых действий российские военные не будут разбираться, «оборудован ли каждый конкретный самолет указанного типа под доставку ядерных вооружений или нет».
Чем именно эта ситуация чревата и как на нее можно ответить, aif.ru объяснил генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, председатель совета Центра политических исследований России (ПИР-Центра) Евгений Бужинский.
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Евгений Петрович, почему эта угроза названа именно ядерной? Понятно, что F-16 могут нести ядерное оружие. Но ведь таких ракет у киевского режима нет?
Евгений Бужинский: — Главное в этом вопросе — носитель. Если он есть, то вопрос передачи ракет уже в принципе решаем. Конечно, это не так просто и однозначно. Но мы действительно не будем знать, что именно у этих F-16 на борту, и будем вынуждены исходить из худшего сценария. Такой эпизод в истории отношений России и США уже был — когда в начале 2000-х американцы гонялись за Бен Ладеном и придумали концепцию «глобального обезоруживающего неядерного удара» — хотели поставить на баллистические ракеты своих подводных лодок обычные головные части и таким образом доставать любую цель в любой точке мира. Мы тогда им сразу сказали, что наши системы предупреждения о ракетном нападении не определяют, ядерные или неядерные эти боеголовки — поэтому американцы в данном случае играют с огнем. В итоге эту программу зарубили на корню. Сейчас ситуация, по сути, повторяется.
— Что значит — «исходить из худшего»? Какими могут быть действия России?
— Варианты, как можно показать то, что мы готовы ответить на вызов, есть. Сейчас все наши ядерные тактические боеприпасы находятся на централизованных складах. То есть они не в развернутом состоянии, не в воинских частях. Можно, например, доставить такие авиационные боеприпасы на аэродромы боевой авиации. У американцев их ядерные бомбы вообще хранятся под самолетами, в ангарах на европейских базах. Мы считаем их развернутыми.
— Передача F-16 — это намеренное создание именно ядерной угрозы для России или те, кто хочет передать их Украине, преследуют другую, неядерную цель?
— Это просто очередная ступень эскалации, демонстративный политический жест. Зеленский требует самолеты — поэтому американцы думают, дать их или не дать. Для них это будет момент истины — потому что, если они станут базировать F-16 за пределами Украины и мы будем вынуждены наносить удары по этим аэродромам, тогда американцам придется решать — начинать с нами ядерную войну или нет.
С моей точки зрения, украинцам не нужны F-16. Тем более что в количестве двух эскадрилий они ничего не решат. Сергей Шойгу сказал, в ходе спецоперации мы уже приземлили 21 самолет противника. Приземлим и другие.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ