Автор Грэм Аттвелл
В начале июля ЮНЕСКО опубликовала новый документ «Генеративный ИИ и будущее образования» помощника Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефании Джаннини, в котором освещаются возможности и проблемы использования генеративных инструментов ИИ для обучения. В документе содержится призыв к срочным действиям «для обеспечения интеграции этих новых технологий на наших условиях».
ЮНЕСКО давно работает над использованием технологий и искусственного интеллекта в образовании, продвигая их как потенциальный инструмент для преодоления нехватки образовательных возможностей во многих странах и поддержки Целей устойчивого развития, установленных Организацией Объединенных Наций.
Стефания, сама исследователь языков, говорит, что человеческая монополия на продвинутый язык больше не является чем-то само собой разумеющимся, и признание этого заставляет нас пересмотреть убеждения и предположения, которые поддерживают наши нынешние системы образования и общество в целом.
Далее она рассматривает последствия ИИ для систем знаний. «Машины, которые предлагают немедленные, краткие и, казалось бы, окончательные ответы на вопросы о знаниях, могут быть полезны учащимся, учителям и другим людям», — говорит она. «Но эта технология также может открыть мир, в котором машинные знания станут доминирующими, а проприетарные модели искусственного интеллекта станут глобальными и, возможно, даже почитаемыми источниками авторитета. Эти модели будут проецировать определенные мировоззрения и способы познания и создавать основу для других».
Это может быть еще более актуально в ситуации, когда есть только одна или две модели и платформы ИИ, некоторые из которых уже обладают почти монопольной властью, способной утвердить еще большее доминирование над нашим интерфейсом со знаниями», — считает Стефания, что «поскольку ИИ технологии продолжают проникать в наш мир, мы должны сохранять и защищать разнообразие наших систем знаний и развивать технологии искусственного интеллекта таким образом, чтобы защищать и расширять наше богатое достояние знаний. Мы не можем допустить, чтобы наши разнообразные системы производства знаний атрофировались, и мы должны остерегаться разъединения создания знаний с человеческими существами».
Что касается системы образования, Стефани считает, что «ИИ заставляет нас задавать вопросы об «известном мире», которые мы обычно используем в качестве отправной точки для образования. Многие из наших старых предположений и норм, особенно касающиеся знаний и обучения, вряд ли выдержат «вес» этой новой технологии. Мы больше не можем просто спрашивать: «Как нам подготовиться к миру ИИ?» Мы должны пойти глубже: «Как должен выглядеть мир с ИИ?» Какую роль должна играть эта мощная технология? На чьих условиях? Кто решает?» Системы образования должны вернуть учащимся свободу действий и напомнить им, что мы остаемся у руля технологий. Нет заданного курса.
На образование возложена особая обязанность быть точно настроенным на риски ИИ — как на известные риски, так и на те, которые только что стали известны. Но Стефания считает, что «слишком часто мы игнорируем риски».
Один из ответов заключается в том, чтобы принять тот же процесс, который обычно применяется к образовательным ресурсам для использования в школах и для школьников, которые обычно проверяются, как минимум, по четырем основным критериям:
(1) точность содержания,
(2) соответствие возрасту,
(3) актуальность педагогических методов и
(4) культурная и социальная пригодность, которая включает проверки для защиты от предвзятости.
«Модели и приложения ИИ, которые претендуют на образовательную полезность, должны быть проверены в соответствии с аналогичными и другими критериями, учитывая их сложность и охват, прежде чем развертываться в масштабе. Весьма примечательно, что они в значительной степени избежали проверки такого рода».
Стефания предупреждает, что «было бы наивно полагать, что будущие утилиты ИИ не будут усиливать призывы к дальнейшей автоматизации образования: школы без учителей, образование без школы и другие антиутопические видения. Подобные разработки иногда осуществляются во имя эффективности и часто в первую очередь затрагивают наиболее обездоленных учащихся».
А в то время, когда на разработку генеративного ИИ тратятся огромные суммы, более 700 миллионов человек неграмотны. При продолжающемся недофинансировании как школы, так и учителей. И Стефания заключает: «Даже если ИИ начнет превосходить людей в широком диапазоне интеллектуальных способностей, образование людей останется важным и прежде всего развитие грамотности людей».