Найти тему
Soldado Channel

Подвиг простого кондуктора, благодаря которому в осажденный Ленинград все-таки дошел паровоз с продовольствием

В годы Великой Отечественной войны настоящими героями становились представители самых разных, на первый взгляд совершенно мирных профессий. Вот взять хотя бы того, о ком пойдет речь сегодня - он был кондуктором...Кажется, ну что тут может быть героического? И тем не менее этот человек отметился своей храбростью и самоотверженностью.

Михаил Кардаш. Источник фото: https://fotostrana.ru/public/post/235888/2562904630/
Михаил Кардаш. Источник фото: https://fotostrana.ru/public/post/235888/2562904630/

Итак, человек, о котором пойдет речь - Михаил Георгиевич Кардаш. На свет он появился в 1888 году в обычной крестьянской семье. В теплое время года с утра до ночи он работал, а в зимнее, когда работы становилось поменьше, обучался грамоте. В возрасте 21 года парень попал на армейскую службу, в артиллерию, где был унтер-офицером. Спустя еще 4 года, то есть в 1913, он демобилизовался и сделал, наверное, важнейший в своей жизни шаг - связал свою судьбу с поездами, с железной дорогой. Кардаш устроился на работу кондуктором товарных поездов, и сперва трудился на Привислянской железной дороге (на польском направлении), а с началом Первой мировой перевелся в Петроград. Спустя еще год, в 1915, он стал главным кондуктором поездов пассажирских, и вместе с ними ездил даже в опасные прифронтовые районы.

Как складывалась жизнь Михаила Кардаша в годы революции и во время последующих страшных событий в России неизвестно, и вновь его судьбу можно отследить с 21-го года. Именно тогда он устроился кондуктором между двумя столицами России, где и прослужил долгие-долгие годы. Кардаш был на хорошем счету, и в 34-м году был назван лучшим кондуктором на Октябрьской железной дороге, а это в свою очередь давало большие преимущества. Например, у Михаила Георгиевича появилась возможность устроиться на работу кондуктором на "Красную стрелу" - то есть на поезд, на котором ездила советская элита. Понятно, что обслуживание такого поезда давало возможность видеть лучших советских артистов, ученых, художников, поэтов, политиков - в общем всех-всех, кто отметился на каком-либо поприще. Ну и, конечно, зарплата там также была соответствующая. В общем, карьера у Кардаша шла в гору, вполне заслуженно, ибо добивался он этого многолетним упорным трудом. Но в один момент грянула Великая Отечественная война...

Конечно, как только началась война, "Красные стрелы" убрали с рейсов. Тот поезд, на котором работал Кардаш, перегнали в Ленинград, и в этом городе он стал работать главным кондуктором на товарняках, которые по большей части возили отныне исключительно военные грузы и солдат. Но вскоре немцы были уже у Ленинграда, и ж/д сообщение прервалось. Кардаш помогал выстраивать ленинградскую оборону - он рыл окопы, рыл бункеры-бомбоубежища, стоял на дежурстве, ожидая авианалетов, тушил пожары после бомбардировок...Не счесть всех тех дел, которыми занимался этот уже немолодой человек. И самую страшную блокадную зиму 41-42-го годов ему также удалось пережить...Тогда он получал 125 гр хлеба в день, и обессилил так, что по своему дому передвигался на коленях - ноги его уже не держали.

Михаил Кардаш. Источник фото: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/ar149247
Михаил Кардаш. Источник фото: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/ar149247

Когда "Дорога жизни" заработала в полную силу, в городе с продовольствием стало полегче, и Михаил Георгиевич как будто ожил - у него появились силы, а потом он даже начал приходить в депо, ведь железная дорога его не отпускала, он был предан ей. Впрочем, настоящее дело у него появилось лишь в 43-м году - тогда в осажденном городе была создана новая паровозная колонна. Ее основной задачей была перевозка грузов из пригородного Волховстроя в Ленинград. Ездить по данному маршруту было крайне опасно, так как был там один страшный участок. Участок этот представлял собой узкий коридор, к которому с обеих близко подступали немцы. Но хуже всего было то, что местность там была открытая, и все паровозы в коридоре оказывались как на ладони. В общем, поезда были идеальной мишенью для противника, чем он регулярно и пользовался.

18 июня 43-го года на одном товарном поезде ехал и главный кондуктор Михаил Кардаш. И на том самом опасном участке паровоз подвергся немецкому удару с воздуха, отчего состав с бесценным грузом загорелся. Возник настоящий хаос и паника, и только Кардаш не растерялся. Он получил тяжелое ранение и буквально оставлял за собой красные шлейфы, но все равно принял руководство и совместными усилиями полыхавшие вагоны удалось отсоединить. Именно это помогло сберечь те вагоны, которые не пострадали от огня, и что самое главное, удалось спасти их груз - продовольствие, которое так было нужно в осажденном городе.

Несмотря на ранение, Кардаш по прибытии в Ленинград лишь забинтовался, в госпитале не лажал, хотя врачи требовали этого. Главный кондуктор снова ушел в рейс, и совершил еще много поездок по тому самому опасному коридору, где немцы ловили советские паровозы.

За подвиг в спасении состава и за долгую и безупречную службу Кардаша представили к ордену Ленина, однако в конечном итоге 5 ноября 43-го присвоили ему звание Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".

В декабре 43-го сказалось последствие ранения, и перед Михаилом Георгиевичем встал выбор - либо лечь на операцию, либо остаться без правой руки. Он, конечно, выбрал первое, и после излечения его назначили начальником той самой "Красной стрелы", на которой он трудился когда-то. Кардаш привел ее в полную готовность (нанял персонал и т.д.) и поезд отправился в свой первый с начала войны рейс - это было знаковое событие для всей железной дороги огромной страны, и о нем сообщили все без исключения газеты и радио.

Источник фото: https://fishki.net/3049744-budni-parovoznoj-brigady.html
Источник фото: https://fishki.net/3049744-budni-parovoznoj-brigady.html

После войны Кардаш продолжал работать и в конечном итоге дослужился до должности начальника Ленинград-Московского пассажирского отделения Октябрьской железной дороги. В 51-м году из-за здоровья он вышел на пенсию, и 13 ноября того же года в возрасте 64 лет его не стало.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.