Речь о модернизации Восточного полигона и средствах ФНБ
ОАО РЖД просит на модернизацию Восточного полигона 300 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. В Минтрансе РФ считают, что нужно 200 – 218 млрд рублей. Расхождение в 100 млрд в расчетах двух ключевых ведомств вызывает много вопросов. Подробности в материале Vostok.Today.
Ране мы писали: «Поручение президента не выполнено»: Трутнев о модернизации Восточного полигона
Как пишет РБК, стоимость реализации первой стадии третьего этапа модернизации Восточного полигона, по оценке РЖД, составляет 460 млрд, из которых 300 млрд – средства Фонда национального благосостояния. Рост пропускной способности до 197 млн тонн к 2027 году – задача, поставленная главой государства.
Весь же третий этап модернизации предусматривает увеличение пропускной способности до 255 млн тонн в год с нынешних 180 млн.
В Минтрансе утверждают, что на весь третий этап необходимо 200-218 млрд рублей из ФНБ, стоимость всего проекта там оценили в 600 млрд рублей.
Расхождение в 100 млрд – вещь странная, невольно наводящая на вопрос о взаимодействии двух ключевых транспортных ведомств страны.
Между тем, модернизация Восточного полигона – одна из важнейших задач. После начала специальной военной операции и шквала западных антироссийских санкций грузопоток в сторону дальневосточных портов вырос в разы. По итогам 2022 года он, впервые в истории, превысил перевозки в западном направлении – 80 млн тонн против 76 млн тонн. По данным ОАО РЖД, порядка 700 компаний с Запада РФ перестроили свою логистику и «поехали» на Дальний Восток.
Напомним, в мае текущего года полпред президента в ДФО Юрий Трутнев подверг резкой критике и Минтранс РФ, и ОАО РЖД. Речь шла все о той же многострадальной модернизации Восточного полигона. Которая, как напомнил Трутнев, является прямым поручением президента России Владимира Путина.
На заседании Правительственной комиссии по развитию ДФО и Арктики прозвучали и выступления глав дальневосточных регионов. Так, глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что промеджление с развитием Восточного полигона тормозит работу угольной отрасли. В 2023 году угольщики республики готовы были отправить на экспорт 32 млн тонн угля, но РЖД готово вывезти только 26 млн. Шахтеры Якутии в 2024 году готовы отправить зарубежным партнерам 54 млн тонн угля, в 2030 году – 70 млн. Но это не имеет никакого значения – железная дорога не везет.
Напомним также, что задачу по реализации третьего этапа модернизации Восточного полигона поставил Владимир Путин в ходе Восточного экономического форума в 2022 году. Президент прямо поручил нарастить темпы строительства с применением механизма концессии и привлечением внебюджетного финансирования.
В ноябре 2022 года сообщалось о том, что возможными концессионерами в проекте наращивания пропускной способности БАМа могут стать Бамтоннельстрой-мост и Газпромбанк. С идеей к Путину обращался глава «Бамтоннельстроймоста» Руслан Байсаров, стоимость проекта оценивалась в 1,5 трлн рублей.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала.