Найти тему
tereca.cherenko

Начало. Часть 18

Дорожное строительство

Строительный участок вёл строительство на различных объектах. Кроме того, стройучасток занимался строительством дорог. Строили дороги до Тикши, Кимасозера, лесовозные дороги. Как вспоминал И. Н. ОСТАПОВ, каждый год сдавали по 18 и более километров дороги.

Вначале мастером дорожного строительства Ругозерского стройучастка был Николай Андреевич БАЖЕНОВ. Под его бессменным руководством строились лесовозные дороги.

На строительстве дорог в разные годы трудились: Алексей КОБРИН, Василий ПАВЛОВ, Пётр СЕВКО, Владимир МОРОЗ, Стефан ВИЛЬЧЕВСКИЙ, Евгений ЯСНЕКЕВИЧ, Александр ЗАЙЦЕВ, Вацлав ХОМЕНЯ, братья РЫЧКОВЫ – Пётр, Леонид, Василий, Семён Ильин, ? РОМАНОВ, Матвей ВОЛК, Николай ГРАБОВОЙ, Василий БЕЛЯЕВ, Лев КАРГИН и многие другие.

Родившаяся в 1960 – е годы в Ледмозере технология строительства лесовозных дорог была представлена на ВДНХ в Москве. Строительство лесовозных дорог велось методом бригадного подряда – методом Злобина. Новизна же заключалась в том, что полотно дороги стали насыпать экскаватором. Сразу и кювет получался.

Подряд учит бережливости. На счету бригады каждая запасная часть, каждый килограмм горюче – смазочных материалов, каждый самосвал гравия. Минимум холостых пробегов машин и неделового времени – это тоже ценится в бригаде.

Взаимовыручка, товарищество – это уже не громкие слова, а суть отношений между членами бригады. В такой обстановке исключаются прогулы, опоздания, отсиживания.

Бригадиром дорожников был Михаил Иванович КОРШИН. Бригада представляла собой дружный мужской коллектив, в котором не было места лодырям. Дело для них было выше всего. Все знали – от труда каждого зависит общий успех. И поэтому орден Трудовой Славы III степени, который получил бригадир - это орден всей бригады.

При нашей встрече в январе 2003 года Михаил Иванович рассказал больше о своей жизни, работе:

«…Родился я 9 июня 1941 года в Татарской АССР. В 1962 – 1965 годах служил в армии. Вернулся домой. В колхозе платили мало, оставаться там не хотел. К тому же не было паспорта. Чтобы получить паспорт поехал к старшему брату в Карелию, в Восточный Идель.

В декабре 1965 года с женой, Софьей Романовной, переехали в Ледмозеро. Жена сразу устроилась на работу в стройучасток. Я три месяца поработал электромехаником в лесопункте. У меня уже были водительские права, и когда в стройучастке освободилось место, перешёл туда. Строили лесовозные дороги для лесопункта. Некоторое время работал на самосвале, а потом бригадиром.

Леспромхоз подаёт заявку в Муезерское стройуправление. Смотрят, как удобно взять лес. Приглашали изыскателей, они намечали трассу, маршрут. Оформляют документы, смету.

Лесопункт делает прорубку трассы. Включаемся в работу мы. Бульдозеры сначала выкорчёвывают с трассы пни, убирают валуны, возводят земляное полотно, кюветы, обеспечивая фронт работ другим членам бригады.

Водители самосвалов разрабатывают карьер, ставим экскаватор. Делаем гравировку полотна, подготовку дороги, усов.

Качество дорог во многом зависит от укатки и грейдеровки. Эту работу выполнял ветеран производства грейдерист Андрей Александрович СОЮНЕН.

В стройучастке я проработал до 1990 года. А в декабре 1993 года дорожный участок прекратил свою работу».

Михаил Иванович КОРШИН неоднократно являлся Победителем cоциалистического соревнования, Ударником пятилетки (Х и ХI).

За 1- е полугодие 1980 года коллективу бригады было присвоено звание «Лучшая бригада объединения».

Бригадиром и членами бригады было внесено несколько рационализаторских предложений по качеству дорог. Они дали участку и стройуправлению десятки тысяч рублей экономии.

Михаил Иванович КОРШИН принимал активное участие в общественной жизни посёлка. Он являлся депутатом поселкового и районного Советов, был дружинником.

Вацлав ХОМЕНЯ, Александр ЗАЙЦЕВ. Матвей ВОЛК, Леонид РЫЧКОВ, Павел СЕВКО, ?, Николай Андреевич БАЖЕНОВ (слева - направо)

-2

1 ряд - Н. А. БАЖЕНОВ, М. А. ВОЛК, ?, 2 ряд - А. Н. ЗАЙЦЕВ, В. В. ХОМЕНЯ, ?, ? (слева - направо)

-3

М. А. КОНОН, М. С. СМОЛЯК, М. А. ВОЛК, Н. В. ГАРБУЗОВ, А. М. КАЗИМИРСКИЙ, Н. С. ЖУК (слева - направо)

-4

Семён Петрович ИЛЬИН

-5

Андрей Александрович СОЮНЕН

-6

Михаил Иванович КОРШИН

-7

1 ряд - Стефан ВИЛЬЧЕВСКИЙ. Анастасия КЛЮЧНИКОВА, Феликс НАРТТУ,?, Н. А. БАЖЕНОВ, 2 ряд - Михаил КОРШИН, Василий ПАВЛОВ, Пётр РЫЧКОВ, Семён КОБРИН (слева - направо)

-8

Михаил Иванович КОРШИН

-9