"Об инициативах и инициаторах"
Чёт давненько у нас тут артхаус не заглядывал на обзоры. Ну, знаете, такой чтоб посмотреть и потом долго гадать - а что это, блин, вообще такое было и о чём? Благо, в пандемийные времена хоть какой-то плюс нарисовался - немалая часть кина шустро переехала из полувымершего проката сразу на стриминговые сервисы, а оттуда - прямиком на торренты, да ещё и сразу в дубляже. В общем, я тут совершенно внезапно (планы-то были на обзоры чутка другие) осилил "Легенду о Зелёном рыцаре", под свежачок её уж точно не подпишешь, но и под мой типичный формат обзоров "офигеть, смотрите чё откопал через тридцать лет после выхода" - тоже.
Тащемта, времена короля Артура, а у того есть племяша-раздолбай Гавейн. Так-то высокородным гражданам друг на друга вежливо пофигу, но тут Рождество, праздник семейный, надо бы уже и отпраздновать соответствующе. Так что паренёк отправляется в главную тусовочную Камелота, где ему во-первых намекают что он таки бастард, но так как у короля не стоит, и вообще силы слабые - наследников всё равно больше нет. Осталось только заиметь себе интересную биографию, а то без неё тут в короли как-то с неохотой пускают. Ну а чтоб два раза не вставать за приключеньками - тут же на мероприятие заваливается таинственный, по пояс деревянный мужик в доспехах и видимо пытается предлагать свои услуги в качестве тамады и ведущего банкета. Для начала предлагается самому смелому ловкому и умелому выйти, и отоварить гостя как бог на душу положит. Желающих, почему-то, кроме Гавейна, не нашлось. Прикол весь в том, что через год требуется придти в некую зелёную часовню, где совершится матч-реванш. Правда, как-то так вышло, что королевский племяша взял да и отчекрыжил голову этому самому зелёному рыцарю - не рассчитал показатели урона от Экскалибура, кароч. И вот тут-то даже до похмельной башки не шибко сообразительного Гавейна начало доходить, почему никто не рвался забиться на такой изичный конкурс - деревяшка взяла, подняла голову, напомнила что через год придётся отвечать, и свалила восвояси дико ржа вместе с конём.
Ну а дальше Гавейн целый год сидел на измене, очковал, и в конце-концов ломанулся путешествовать до этой самой зелёной часовни, а то весь Камелот уже косо смотрит. Или может всё дело в том, что у королевского племяши какая-то подозрительно индусская морда для Британии времён Артура? Вот, надо сказать, отсюда берёт начало тот самый артхаус, потому что привязывать здешнюю историю к реальному произведению, вдохновленному артурианским циклом - дело гиблое. Да, тут средневековье, грязище, испарения, испражнения, и магия всех сортов и расцветок. И при этом полно индусов, нигр, а маманей Гавейна оказывается аж фея Моргана, которая спокойно себе живёт при дворе и не строит козней своему братишке Артуру. Но походу рассказать-то нам хотели не сам миф как таковой, а последствия его прочтения под той дурью, которую регулярно употребляет режиссёр. Вот знаете же этот мемчик про библейские отсылки у Снайдера? Да и Ридли Скотт на старости лет в ту же ересь целиком завалился - здесь тоже какие-то отсылочки, только их ещё поди распознай сходу. Так что давайте я попробую хотя бы выделить то, о чём по идее предлагает поговорить киношка.
Ну, то что здесь во весь рост тема обряда инициации и превращения из великовозрастного (Гавейн бородат, ему явно за двадцать, тролль, лжец и, внезапно - не девственник - ибо прёт целую перезапущенную Ларису Ричардовну) раздолбая в ответственного, респектабельного рыцаря. До кучи ещё и некая попытка деконструкции всей этой рыцарской тематики с точки зрения как раз повального раздолбайства - тут и королю Артуру от души досталось, его зачем-то изобразили немощным, полудохлым и каким-то чуть ли не полубезумным. Ещё один забавный момент - это постоянные намёки на то, что Гавейн сам уже десять раз пожалел о том, что вписался в вышеозначенный блудняк, и вместо того чтобы няшиться с непонятно откуда и где подобранной девахой - должен натурально идти на казнь. А сверху всё это полито крайне мутными задвигами на тему символики цвета, зелёной плесени и поди пойми чего ещё. Это конечно не "Вальгалла. Сага о викинге" Рёфна - смотрится фильм куда легче и гораздо внятнее по посылу, но как минимум с "Войной богов" Сингха очень даже тянет сравнить в процессе ознакомления.
Разве что атмосферность тут какая-то более аутентичная, что ли - ощущение, что снимали именно сказку, хоть и относительно для взрослых. Визуал очень цепляет своей мрачнотой и некоторым налётом мистики, а учитывая ещё и музыкальное сопровождение, в чём-то похожее на полюбившийся многим саундтрек к "Дикой охоте". В общем, если вы в состоянии немного абстрагироваться от слегка бессвязной лабуды в повествовании ради красивой картинки и всего такого - есть шанс, что фильм вам зайдёт. Особо концентрироваться на актёрском составе тут как-то не хочется, но всё-таки самых узнаваемых перечислю: Дев Патель ("Миллионер из трущоб"), уже упомянутая тут Алисия Викандер, Джоель Эдгертон опять же, Шон Харрис (лидер террористов в последних невыполнимых миссиях), Кейт Дики (Лиза Аррен в "Игре престолов"), Ральф Айнесон (вечно играющий всяких гопарей, например вот вот Кэрроу в "Дарах смерти", хотя его тут за гримом вообще не опознаешь) и Эрин Келлиман - самая нехаризматичная лидерша повстанцев в диснеевских проектах последнего времени (да-да, что в приквеле "Хан Соло", что в "Соколе и Зимнем солдате"). Не сказать чтобы гражданам тут совсем играть нечего, но из-за особенностей фильма как-то получается опознавать актёров с некоторым запозданием. Ну а вот кто такой Дэвид Лоури, отвественный тут за режиссуру - я фиг знает, честно. Единственный опознаваемый фильм в его послужном списке - "Пит и его дракон", вроде как то ли римейк, то ли ещё чего, всё равно смотреть не доводилось.
Честно - я плохо помню, читал ли первоисточник, или просто быстренько пробежался по содержанию в своё время. Но, подозреваю, даже учитывая неоднозначность и целую кучу трактовок романа "Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь" - в киношку точно напихали сверху ещё чего-то, сугубо своего и современного. Впрочем, повторюсь, смотрится оно не сказать чтобы совсем с трудом, и для артхауса это всё-таки довольно лайтовая штука в которой можно уже при первом ознакомлении более-менее что-то для себя понять. Ну а если и нет - то хоть получить чисто эстетическое удовольствие. 7 из 10 поставлю, пожалуй - всем подряд не посоветуешь, конечно, но киношка получилась неожиданно неплохой для заявленного жанра, уж точно лучше чем опус Гая Ричи на схожую тематику.
Ввиду отъезда хэштегов на починку, предлагаю, например, закинуть стольничек вечнодеревянных, если обзор понравился. Ну или лайк поставить - что тоже нефигово.