За полупустые храмы инвестиций главы винят ОЭЗ и ТОСЭРы, ковид, СВО, нехватку денег и даже Бусыгина
Из бюджета Татарстана и России на создание промышленных парков ушло уже 10 млрд, однако их результативность оставляет желать лучшего — загружены они только на 56%, хотя кампания по их строительству началась более 10 лет назад. Президент РТ Рустам Минниханов регулярно обрушивается с критикой на глав районов, минэкономики республики, АИР и ИВФ РТ, требуя увеличить заполняемость как минимум до 70%. О том, в чем причина провала одних промпарков на фоне расширения других и какие еще нужны инструменты поддержки помимо бесплатной земли с коммуникациями, — в материале «БИЗНЕС Online».
100 промпарков в РТ заполнено только наполовину
«Тема промышленных площадок должна на ближайшие 2–3 года стать нашим приоритетом — [нужно] активизировать предпринимательскую среду во всех районах и городах Татарстана», — заявлял президент республики Рустам Минниханов в 2014 году на заседании экономического совета при кабмине РТ. На тот момент у Татарстана уже был успешный опыт с «Химградом». Почему бы не тиражировать практику в районы? Суть программы проста: управляющая компания без торгов получает готовый земельный участок с коммуникациями и привлекает на территорию резидентов. Те получают налоговые льготы и другие меры поддержки: микрозаймы, субсидирование части затрат на электричество, лизинг оборудования и т. д.
Сейчас в Татарстане функционирует 101 промышленный парк с более чем 1,5 тыс. резидентов, рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минэкономики РТ. В промышленных парках Татарстана создано 57,3 тыс. рабочих мест, выручка резидентов по итогам 2022 года составила более 375,4 млрд рублей.
22 из 101 промпарка создавалось с применением госфинансирования — на бюджетные средства для них строили инфраструктуру. Остальные 79 обеспечивали сети и строили дороги своими силами. 73 промпарка аккредитованы министерством экономики РТ и могут претендовать на ряд льгот:
- Пониженные налоговые ставки по УСН «Доходы» — 1%, по УСН «Доходы минус расходы» — 5%.
- Полное освобождение от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций.
- Предоставление займа «Строительство» на создание, модернизацию и реконструкцию объектов промышленных зданий, коммунальной и дорожной инфраструктуры до 30 млн рублей под 5% на срок до 5 лет.
- Микрозаймы под 4,5% годовых.
- Субсидирование части затрат на электроэнергию.
Для того чтобы воспользоваться этими льготами, предпринимателю необходимо заключить соглашение об осуществлении деятельности на территории промпарка с министерством экономики РТ. Меры поддержки резидентов действуют только в промпарках, размещенных в муниципальных районах республики, промышленные парки Казани и Набережных Челнов эти льготы не получают.
Изначально в РТ планировалось создать 20–30 межмуниципальных промпарков в местах с хорошей логистикой и инженерными сетями, вспоминает в беседе с «БИЗНЕС Online» зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев, куратор комитета по промышленным площадкам: «100 промпарков никогда не было самоцелью. Но у районов есть свои амбиции, они и привели к тому, что промпарки начали появляться как грибы после дождя. Многие промпарки, скорее всего, рассчитывали, что вывеска „промышленная площадка“ будет привлекать инвесторов из-за рубежа, которые придут на площадки просто потому, что есть такая возможность. Но так эта история не работает».
С одной стороны, само по себе наличие такого количества промпарков — повод для гордости республики. Второе место в рейтинге инвестклимата Минниханов как раз объяснял хорошей инфраструктурой для МСП (куда входят ОЭЗ, ТОСЭР и сотня промпарков). «Татарстан регулярно занимает лидирующие позиции и входит в группу А по показателю национального рейтинга инвестиционной привлекательности, оценивающего долю рабочих мест в объектах инвестиционной инфраструктуры. Значение этого показателя в Татарстане ежегодно растет, что свидетельствует о высокой деловой активности в республике и востребованности инфраструктурной поддержки бизнеса, реализуемой Татарстаном», — уверены в ведомстве Мидхата Шагиахметова.
С другой стороны, уже несколько лет власти РТ критикуют площадки в районах за низкую заполняемость. При этом общий объем инвестиций в строительство инфраструктуры парков, по данным минпромторга РТ на 2020 год, составляет более 10 млрд рублей. По сведениям минэкономики РТ, инвестиции в инфраструктуру по линии поддержки МСП составляют 6,5 млрд рублей. «Пока наши промпарки загружены только на 56 процентов. Это очень мало. Мы вложили в инфраструктуру большие деньги, но есть успешные парки и не очень. Промпарки — это хорошая инициатива, но они должны быть загружены. Это наш огромный резерв в развитии МСП», — высказался президент РТ в мае этого года. Периодически он шутит, проводя аналогию со старым советским анекдотом: «Колхоз создали, высылайте колхозников».
«Они раньше только критиковали, а сейчас к ним прозрение приходит, что это тяжелый труд»
О проблемах кампании по развитию промпарков не раз говорила и руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. В 2020 году она заявила, что необходимо провести аудит, а после него задуматься, нужно ли Татарстану 100 промышленных парков и площадок. Критика была услышана — год спустя Минниханов закрепил за агентством и инвестиционно-венчурным фондом РТ (ИВФ) кураторство над 33 промпарками с самой низкой заполняемостью (из них 17 частных площадок досталось АИРу, 16 муниципальных — ИВФ). В пресс-службе фонда нам рассказали, что при них средняя наполняемость парков выросла на 30% до 56%. В АИР РТ сообщили, что на подконтрольных промпарках заполняемость выросла на 29,2%.
«Они (АИР и ИВФ — прим. ред.) раньше только критиковали минэкономики, поэтому им самим дали порулить, показать, на что способны. Причем сначала они хотели получить под управление продвинутые „Химград“, „Тюлячи“ и КИП „Мастер“, но там же и без них все хорошо. К ним сейчас прозрение приходит, что это тяжелый труд. Я бы на их месте не начинал эту возню. Сейчас они пытаются выехать на том, что развитию промпарков мешает узкость мер поддержки», — рассказал нам источник в правительстве РТ.
Последней попыткой было снижение барьера для создания и развития промпарка. На заседании комитета по экологии Госсовета РТ замглавы АИРа Игорь Сапунов представил поправки к Земельному кодексу РТ. Вот что предлагается изменить:
- Резидент промпарка должен обеспечить не менее 50 рабочих мест в муниципальном парке и не менее 100 мест в городском округе. Эту норму предлагается исключить, поскольку невозможно проконтролировать, сколько сотрудников работает на площадке.
- Снизить порог инвестиций в промпарк с 350 млн рублей до 15 миллионов. Исключение — Казань и Набережные Челны.
В ИВФ считают, что снижение порога инвестиций упростит доступ для эффективных управляющих компаний в районные промпарки и откроет доступ ИП и КФХ, которые раньше не рассматривались в масштабных инвестиционных проектах. Другие собеседники недоумевают: зачем плодить еще больше промпарков, пока пустуют действующие? Похоже, власти просто придумывают новые способы раздачи земель в обход торгов.
Сбылась мечта глав: Шагиахметов и Айдельдинов придумали, как раздавать землю без торгов
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» пообщались с профильными экспертами, главами районов и руководителями управляющих компаний, чтобы выяснить, что тормозит развитие промпарков в районах.
Почему пустует промпарк в Новошешминске и процветает в Кукморе
«В 7 промпарках — всего по одному резиденту. Аксубаевский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Кайбицкий, Лениногорский, Рыбно-Слободский районы. Я уже неоднократно их критиковал. Это стыд и позор! Низкая заполняемость парков в Актанышском, Буинском, Новошешминском и Мамадышском районах. При этом площадки здесь созданы за счет бюджетных инвестиций. Вы же заявки писали, мы деньги выделяли. Не занимаетесь!» — пристыдил Минниханов на коллегии минэкономики РТ в этом году глав районов, Минуллину и директора ИВФ Айнура Айдельдинова. При этом в некоторых из перечисленных районов все промпарки частные (по крайней мере, формально) и даже не находятся под присмотром АИРа, поэтому, по мнению одного из собеседников нашей газеты, критика властей несправедливая.
В промпарк в Новошешминском районе площадью 8 га вложили 40 млн рублей федеральных субсидий, рассказал нам глава района Вячеслав Козлов. Главным производством должен был стать выпуск полиэтиленовых пакетов. «Все было подвязано на производство этих пакетов, а потом Бусыгин в „Камские Поляны“ завез японское оборудование, и наше производство закрылось (в 2015 году тогда еще председатель совета директоров „Нижнекамскнефтехима“ Владимир Бусыгин открыл в индустриальном парке „Камские Поляны“ производство стретч-пленки мощностью 70 тыс. т в год. На долю предприятия приходилось производство более 40% стретч-пленки в РФ — прим. ред.)», — сказал он. Спустя почти 10 лет с момента открытия в промпарке четыре резидента.
«До осени еще два резидента появятся, мы не стоим на месте, движемся!» — заверил глава района. С приходом новых резидентов заполняемость промпарка составит 60%, уверяет Козлов. С критикой Минниханова в адрес района он согласен: «Мы сами недовольны работой парка, плохо работаем. Занимаемся, но безрезультатно, не можем привлечь новых инвесторов».
На развитие промышленного парка «Буинск» выделили 152,5 млн рублей. Проложили дорогу, подвели электро-, газо-, водоснабжение и канализацию. Промышленный парк ожидает реализации третьей очереди строительства, по предварительным данным, на 150 млн рублей, которая позволит парку функционировать в полную мощность, рассказали нам в администрации района. Сейчас промпарк заполнен только на 36%, правда, и площадка совсем молодая — она открылась в 2020 году.
Ряд районов, попавших в зону критики президента РТ, замахнулись на слишком большие площадки, говорит один из источников издания. «Эти главы сразу планировали масштабные проекты на длительный срок, неудивительно, что заполнить их оперативно не получается», — заметил собеседник нашего издания. Один из примеров — промпарк «Вятка» в Мамадышском районе (из бюджета на него выделили 70 млн рублей). Заполнен он только на 50%. Глава района Анатолий Иванов рассказал, что его площадка самая крупная — 80 гектаров. «Промпарк в Актаныше на 15 гектаров, мы его 15 раз уже перекрыли. Были бы мы 15 гектаров — никто бы нас не ругал, все бы хвалили! У нас большая площадь, процесс идет тяжелее», — поделился он с «БИЗНЕС Online». Вторая причина низкой заполняемости — проблемы с подключением газа. Поэтому парк запустился позже намеченных сроков.
«У парков близ Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска нет проблем. Они как высшая лига, у них своя ситуация», — отметил Николаев. Действительно, все новыми участками разрастается промпарк «Зеленодольск», у которого нет отбоя от федеральных инвесторов. По три очереди у промпарков в Челнах и Нижнекамске, они заполнены на 100%. «У нас три парка являются моногородами, ТОСЭРами. Помимо всего, это Закамская зона, здесь высоко развито промышленное производство. В Челнах — КАМАЗ, здесь все, что с ним связано, есть. В Нижнекамске — нефтехимия, компаний-производственников много. Менделеевск находится в Закамской зоне, тоже в близости этих городов. Секрета нет, просто работаем», — рассказал руководитель управляющей компании промышленных парков «Развитие» в Набережных Челнах, промпарков «Нижнекамск» и «Менделеевск 2.0» Константин Пучкин.
Но и в сельских районах есть истории успеха — например, промпарк «Кукмор» на 36 га, открытый в 2015 году (финансирование из бюджета — 300 млн рублей). Площадка полностью наполнена, рассказала нам замруководителя исполкома Чулпан Ханафина. Здесь работают 12 резидентов, из них 6 находятся на стадии строительства. Инвесторы — производители посуды, малых архитектурных форм, железобетонных изделий, резиновых покрытий для животноводческих ферм. «Район предпринимательский, исторически так сложилось. Процентов 80 резидентов — это наши предприниматели, которые родились в Кукморском районе, остальные пришли извне. У нас полная загрузка 36 гектарах, мы планируем новый промпарк создавать, на более чем 90 гектаров. Уже есть четыре резидента желающих», — сказала Ханафина.
Разберем подробнее системные проблемы, которые мешают заполнению промпарков в районах Татарстана.
Проблема №1. Общий спад инвестиционной активности
Есть системные вопросы, которые продиктованы геополитической обстановкой и санкционным давлением, отметили в минэкономики РТ. Это нарушение поставок оборудования, сырья, комплектующих. «На втором этапе мы столкнулись с ковидом и возникшими ограничениями между городами и регионами. Далее СВО внесла свои коррективы, часть проектов в связи с санкциями была заморожена, возникли сложности с закупкой оборудования и комплектующих», — согласились в Буинском районе.
Кризис, низкая инвестиционная активность, неопределенная экономическая ситуация — все это объективные причины низкой заполняемости промпарков, отметил руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Маслехин. «Все губернаторы и главы органов местного самоуправления конкурируют за инвестора, тот стал разборчивым и капризным как одна девка в деревне, портрет запросов инвестора сильно изменился за 10 последних лет», — сказал эксперт.
Проблема №2. Отсутствие готовых площадей для аренды
Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» Минуллина заявила, что на самом деле все промпарки в РТ загружены, но там есть свободные земельные участки, на которых можно построить промышленные объекты. Минэкономики РТ дает оценку заполняемости промпарка исходя из наличия свободных земельных участков, а не загруженности существующих площадей. «Представьте, что площадь промпарка — 10 гектаров, на 1 гектаре построен производственный корпус на 10 тысяч квадратных метров, и он полностью занят. Но остальные 9 гектаров свободны. С точки зрения наличия действующих производственных зданий расширяться некуда, но 90 процентов земельного участка свободны, а это главный показатель при определении загрузки территории, который утвержден актами республики», — отметили в ведомстве.
Почему земли не застраиваются? На это нет денег. «Нельзя дать топор и сказать: „Давай вари кашу из него“. Если кому-то поручают кураторство, значит, должны быть ресурсы для реализации. И я не говорю только о выделении средств на дороги и коммуникации. Передача кураторства без передачи ресурсов от одного органа к другому не приведет к какому-либо результату», — уверена глава АИР.
Это общероссийский тренд. Исполнительный директор ассоциации индустриальных парков России Денис Журавский заявлял, что заполняемость площадей в гектарах уже много лет держится выше 55%, а заполняемость готовых помещений приближается к 80%, что говорит об отставании строительства готовых зданий. «По характеру поступающих к нам заявок на подбор площадок под производство мы отмечаем резкий рост спроса именно на готовые площади. Это связано с двумя факторами: ускоренное импортозамещение — российские инвесторы и компании из дружественных стран стремятся быстро развернуть производство взамен уходящих западных поставщиков; появление промышленной ипотеки явно способствует спросу на готовые площади», — сказал он. При сохранении этих трендов страна уже к следующему году может столкнуться с нехваткой готовых промышленных помещений при наличии примерно 40% свободной земли в парках типа «гринфилд».
Инвесторов, у которых есть деньги и на коробку и оборудование, все меньше и меньше. Это подтверждает Пучкин: «У меня „гринфилд“, и мы столкнулись с тем, что у большинства компаний нет залоговой базы [для промипотеки], с этим жесткая проблема. Они хотят взять деньги, быстрее построиться, а залоговой базы нет, и им не одобряют [выдачу кредита]».
Огромный спрос на готовые помещения подтвердил председатель правления ООО «Индустриальный парк „М-7“» (крупнейший частный промпарк в РТ) Руслан Халилов. В парке «М-7» в Зеленодольском районе один инвестор освоил крупный участок земли, построил на нем 10 зданий и сейчас успешно сдает их в аренду. Но Халилов назвал такой подход рискованным — как предугадать запросы потенциальных арендаторов (например нагрузку на пол, наличие кран-балки и т. д.)? Если делать «полный фарш», то стоимость аренды будет запредельной.
С тем, что парки «гринфилд» имеют низкое развитие, не согласился и гендиректор УК «Ядран» — управляющей организации УК «Альянс» (управляет промпарками в Зеленодольске) Дамир Мадьяров. «Хочется развеять данную проблематику: так как наш опыт складывается на опыте создания промпарков в чистом поле, крупные инвесторы и предприятия приходят с многолетним опытом аренды, готовые к вложению средств в основные фонды. Промпарки такого типа активно осваиваются, наличие земельных участков для создания новых производств под ключ и под индивидуальные пожелания являются преимуществом», — подчеркнул он.
Проблема №3. У муниципалитетов нет компетенций и средств
Во многих районах до сих пор функции управляющей компании выполняет исполком. Но муниципалитету несвойственно рулить промышленными площадками, считает Маслехин. «На постоянной основе с этой функцией исполком справиться не сможет. У них нет людей, там такие урезанные донельзя штаты! Что самое печальное, у них нет и бюджета на развитие. Если будет бюджет развития, можно нанять профессионального управляющего со штатом людей, которые будут „бегать“ и искать инвесторов», — сказал он.
Только недавно Буинску удалось решить вопрос с утверждением УК (ей станет «дочка» ИВФ — ООО «Унипарк»). «Ранее промышленный парк функционировал без управляющей компании, что не позволило получить аккредитацию МЭРТ и республиканские меры поддержки для привлечения резидентов», — пояснили в администрации.
В некоторых случаях районные власти проявляют недобросовестность, уверен источник нашей газеты. Речь идет о районах, где у глав сложилась плохая репутация, и местный бизнес попросту не хочет вступать в их промпарки. «Они не доверяют местным властям. На местах же все знают, кто взяточники, кто доит предпринимателей, кто родственников везде ставит. Зачем им идти в такое „гетто“? А одними любимчиками промпарк не заполнишь», — недоумевает он. Другой наш собеседник предполагает, что во многих случаях промпарки заполняются на льготных условиях близкими к администрации компаниями, но официально они не светятся, так что это тоже может снижать общую статистику — формально такие парки полупустые, на деле их заполняемость гораздо выше.
Проблема №4. Дефицит рабочей силы
У многих производственников остро стоит вопрос кадров. С другой стороны, вопрос по закреплению людей в небольших районах, городах. Эти задачи можно решить с помощью промплощадок: не все жители готовы бросить свою землю, привычный уклад и уехать в большой город, считает зампредседателя ТПП РТ. «Если развивать на промплощадках небольшие производства, это поможет решить вопрос рабочих мест для местных жителей и с кадрами для производств. Потому что для предприятий сегодня стоит вопрос не просто дешевой рабочей силы, а рабочей силы вообще: кадров нет», — сказал Николаев.
«Людей очень не хватает», — согласен глава Новошешминского района Козлов. Человеческие ресурсы, помимо прочего, оттягивает строительство платной дороги Шали (М7) – Бавлы (М5). «Наши предприниматели бросили торговый бизнес, купили самосвалы и работают на этой дороге, для них это более доходное дело», — пояснил он.
Проблема №5. Плохая логистика
Как бы активно ни работали муниципалитеты и сколько бы денег ни вливали в площадку, местоположение промпарка играет решающую роль. Некоторые районы сами по себе непривлекательны из-за невыгодной локации. Поэтому, например, нет промышленного парка в Камско-Устьинском районе РТ. «Любой бизнес рассматривает стоимость продукции, которая доходит до потребителя. Нам надо сырье завозить, и от нас еще нужно готовую продукцию возить. Сейчас мост М12 строится, есть предпосылки, есть люди, которые заинтересовались такими моментами. Сейчас якорь — две площадки подготовили земельные участки. Все зависит от инвестора. Поэтому рассматриваем две площадки под промпарк», — рассказал «БИЗНЕС Online» глава района Наиль Вазыхов.
На мост через Каму, который появится в 2024 году, надеется глава Мамадышского района. «От Нижнекамска к нам будет полчаса езды, к нам приближаются Челны, мы как пригород становимся. В автограде, говорят, нет складских площадей, около 100 тысяч „квадратов“ требуется», — питает надежды Иванов. В Новошешминском районе, Чистополе, Черемшане и Аксубаево ждут открытия трассы Шали – Бавлы. Владелец индустриального парка «Азнакаевская ПМК» Данис Самигуллин говорит, что у него выгодное местоположение между трассами М7 и М5, но резидентам не хватает железнодорожных путей.
Проблема №6. Конкуренция с ТОСЭРами и ОЭЗ
Развитие районных промпарков шло в один период с развитием ТОСЭР в моногородах, с сожалением отмечает Маслехин. «Мы анализировали — виден лавинообразный рост резидентов в ТОСЭР и вялая динамика или стагнация по росту количества резидентов в сельских промпарках. ОЭЗ, потом ТОСЭР „отпылесосили“ работоспособное население и приходящих инвесторов. Инвесторы шли туда, где льготы, где нулевые процентные займы на развитие моногородов», — сказал эксперт.
Промпарку «Буинск» сложно конкурировать с такими площадками, как ТОСЭРы в Зеленодольске, Чистополе и Нижнекамске, а также свободной экономической зоной «Алабуга», где действуют федеральные меры поддержки резидентов. «У нас, к сожалению, таких мер не предоставляется, поэтому мы находимся в менее выигрышном положении», — сетуют в администрации.
Чтобы устранить конкурентов сельских промпарков, надо дождаться, когда кончатся преференции в ТОСЭРе, и тогда площадки будут в равных условиях, если на селе останется кому работать и инвестировать, считает Маслехин. «У кого-то в 2025–2027 годах льготы закончатся, у кого-то — в 2033-м. Это нивелирует проблематику. Промпарки в селе получат надежду на привлечение инвестора, и кадры могут перестать уезжать», — предрекает наш собеседник.
Проблема №7. Отсутствие инфраструктуры
Не во всех промпарках решены вопросы с земельными участками. Где-то они даже не переведены в земли промышленности из сельхозназначения, в чем собеседники нашего издания винят районные власти. «Где-то необходимо дооснастить территорию инженерной инфраструктурой, где-то требуется подготовить площади для привлечения новых резидентов или нужно привести в соответствие документы территориального планирования в районах», — отмечают в ИВФ.
Для перспективного развития и привлечения новых резидентов в промышленные парки необходима государственная поддержка в виде строительства и реконструкции инженерных сетей, независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки, указали нам в Рыбно-Слободском районе. Сейчас меры поддержки в этой части не распространяются на промышленные парки, чьи земельные участки находятся в частной собственности. Наглядный пример — в Бугульминском районе. На территории промышленного парка «Загородный» площадью 28 га работает только один резидент (собственник промпарка). «Основная причина низкой загруженности промпарка — это отсутствие необходимой инфраструктуры. Парку для полноценного функционирования требуется подведение инженерных сетей, ремонт подъездных путей, ремонт помещений. Промпарк находится в частной собственности, и оказать бюджетную поддержку на развитие инфраструктуры невозможно», — посетовали в администрации района. По результатам аудита УК было рекомендовано закрыть площадку.
Генеральный директор ООО «Бугульминский молочный комбинат» Ильхам Мингазов (управляет промпарками) заметил, что вопрос окончательно еще не решен. «Чтобы положить дорогу, земли нужно передать муниципалитету. Мы передадим, а обратно не заберем. Было решено разработать дорожную карту, но пока она не разработана. Я гадать не хочу. Делать поспешных выводов я бы не хотел», — сказал он.
Промипотека, единая УК, возврат НДФЛ районам: что спасет промпарки в Татарстане?
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты выделили 6 мер, которые могут помочь наполнить промпарки резидентами.
1. Создание единой УК или кустовых УК. Минуллина давно продвигает идею единой управляющей компании, которая возьмет под крыло все промпарки в республике. Но это предложение не поддержало руководство РТ, а все собеседники нашего издания признали инициативу сомнительной.
«Это технически и юридически невозможно — кто передаст одной управляющей компании право на управление активами и формирование условий работы во всех промпарках?» — задается вопросом собеседник нашего издания в госорганах.
«Управляющая компания должна ходить по земле. Вместе с тем у УК должны иметься определенные компетенции менеджмента, налаженные контакты с министерствами и ведомствами, бизнесом. Есть районы, где сложно подобрать управляющую компанию или создать ее из местных специалистов — они просто будут вариться в собственном соку. Могло бы помочь создание кустовых управляющих компаний. Но, на мой взгляд, это не даст стопроцентной гарантии, что самые тяжелые и отстающие смогут начать развиваться. Наверное, кого-то и следует „отстегнуть“, чтобы район не тюкали как отстающий», — считает Николаев.
2. Расширение программы промипотеки. В части производственной инфраструктуры в республике есть программа займа «Строительство», которая направлена на создание новых производственных корпусов. За два года действия программы было поддержано 20 инвестиционных проектов на 364 млн рублей, рассказали в минэкономики РТ. Программа позволяет резидентам возводить корпуса площадью до 1,5 тыс. кв. метров.
На федеральном уровне программа промышленной ипотеки может стать эффективной мерой поддержки. Но она применима только для резидентов, занятых обрабатывающим производством. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра производственных зданий, включая затраты на инженерную инфраструктуру, составляет от 80 тыс. рублей, а максимальная сумма кредита по программе промышленной ипотеки — до 500 млн рублей, реализация значимых инвестиционных проектов по данной программе не представляется возможной. Кроме того, как показывает опыт республики, малые и средние предприятия не готовы сразу же приобретать собственные объекты недвижимости, а предпочитают арендовать помещения в индустриальных парках — на готовых площадках.
Татарстан вышел с инициативой по внесению в программу промипотеки изменений в части включения в число заемщиков управляющих компаний и застройщиков индустриальных парков, а также в части увеличения максимальной суммы кредита до 1,5–2 млрд рублей.
Однако, помимо федеральной программы, нужна республиканская программа промипотеки или компенсации УК строительства зданий, уверены собеседники нашего издания.
3. Передача пустых промпарков девелоперам. Халилов убежден, что все промпарки должны быть частными и на создание новых площадок не должны уходить государственные деньги. Существующие площадки можно «упаковать» и как ценный пакет отдать профессиональным девелоперам.
4. Льготы для переезда в промпарки «гаражников». В районах есть много предпринимателей с кустарным производством. Допустим, они хотят переезжать в «культурное» помещение. И выбирают: строить здание самим или арендовать, а если строить — на своей земле (ее может не быть) или в промпарке. Важно тому, кто занимается развитием территорий в районах, поймать момент, когда предприниматель думает о переезде в цивилизованное помещение. Для этого нужно научиться на равных работать с местным предпринимательским сообществом и много общаться с людьми «на земле», чтобы они рассказывали о своих планах, размышляет Маслехин.
«Есть огромный спрос на готовые (арендопригодные) современные помещения. Но для инвесторов важно переехать „без стресса“ — установить им льготы на аренду, где он в первый год платит 25 процентов от полной стоимости, дальше — 50 процентов, 75 и 100 к четвертому году», — предлагает он. Такая мера реализована в Рыбно-Слободском районе.
5. Муниципальные здания под аренду. Экс-замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин начинал программу «Муниципальное здание». По нему помещения строились бы из госбюджета. Но возникает проблема, как его сдавать в аренду, потому что каждый квадратный метр госимущества должен проходить через торги. «Нужен посредник и оператор, который все здание возьмет в аренду с правом сдачи в субаренду. Если мы такой механизм придумаем, это будет шикарно. У государства никогда нет цели зарабатывать на имуществе, у него задача — развитие территории и привлечение инвестора. Главное, придумать механизм быстрого заключения договора аренды», — сказал Маслехин.
6. Возвращение НДФЛ в районы. Главы предлагали механизм, по которому у них остается часть НДФЛ, собранных в районе. Часть средств можно влить как раз в развитие промпарков. Инициативу возвращать НДФЛ в районы собеседник нашего издания из администрации одного из районов воспринял с воодушевлением: «Сейчас у нас в район возвращается только 15 процентов НФДЛ, остальное уходит, и возврат налога в полной мере вызвал бы большой интерес. Работать станет интереснее, можно будет больше вкладывать в развитие района, тогда появится возможность и производственные помещения строить».
***
При грамотном подходе промпарки действительно могут «выстрелить» и достичь изначальной цели. Тем более что не исчерпан потенциал площадок. Кусты для развития есть не только в агломерациях, уверен Николаев. «Думаю, что куст Альметьевск – Бугульма – Азнакаево не до конца отработан. Там есть хороший якорь, „Татнефть“, и многие компании хотят выйти на этот якорь. И у них есть производственные площадки, готовые, на которые можно посадить бизнес», — считает он.
«На севере республики это Балтаси. Взаимодействие, на мой взгляд, возможно с Кировской областью в части переработки леса, например. Пестрецы — тоже интересный район, который иногда забывают. А тут отличная сельхозпереработка, что могло бы быть интересно. Менделеевск, Кукмор активничают. На противоположной стороне это Буинск, там хорошая транспортная логистика и ряд промышленных предприятий, стабильная демография, да и туда могут оттягиваться кадры и производства из близлежащих районов», — заключил наш собеседник.
Диана Авакян, Евгения Иванова, Анастасия Афонина, Регина Шафиева