Наверняка многие из вас, дорогие мои читатели, смотрели фильм-сериал Записки экспедитора Тайной канцелярии. Смотрели и мы с супругой этот фильм.
Фильм нам понравился, хотя, конечно, серьезным его вряд ли назовешь. Однако мой рассказ вовсе не об этом фильме. Он – всего лишь причина одного очень необычного путешествия в город-призрак. Когда мы в титрах прочитали, где снимался этот фильм, то, признаться, были очень удивлены! Совсем недалеко от знаменитой усадьбы Середниково, а сама эта усадьба совсем недалеко от города, где я живу. Недолго размышляя, мы с супругой загорелись желанием там побывать, посмотреть своими глазами на то самое место, которое показано в фильме. В месте, в котором герои проживали свою жизнь, окунуться в их время, почувствовать себя внутри того мира, который показан в понравившемся нам фильме.
А почему бы и нет? Лето, погода прекрасная! Четыре колеса у дома – наших колеса! Дорога близкая! Решили поехать сразу, пока мысль свежа, пока азарт в глазах, пока не возникли такие ненужные практические сомнения. Сказано – стало быть, так и будет.
Дорога вдвойне прекрасна, если не по принуждению, а к цели; когда ласковое солнце первой половины дня и первой половины лета; когда теплый ветер в открытое окно машины; когда на шоссе никого. Мы едем. Нас подгоняет желание поскорее встретиться с миром наших киногероев, представить себя на их месте.
Странный город показался сразу. Он в отдалении от цивилизации, хотя отдаление это условное. Первые странности начались сходу: прямо в чистом поле, немного накренившись, стоит огромный старинный корабль-парусник.
Это тот самый корабль, на котором киногерои плыли вперед, к своей цели, преодолевая шторм. Вспоминаем эти кинопутешествия. Какая разительная перемена! В густом, теплом воздухе лета, среди такого обыденного, не морского пения птиц, среди гудения обычных насекомых, прямо в открытом поле стоит огромный корабль и, конечно, никакого тебе шторма, ни каких тебе волн морских.
Издалека корабль кажется настоящим и возникает странное ощущение, будто бы какая-то инопланетная машина времени вышвырнула его из далекого прошлого в наше время, не считаясь с тем, что и моря-то в этой нашей современности давно уже нет, и место для него совершенно неподходящее. На носу его, как и полагается статуя богини, признанная нести удачу лихой команде моряков, во главе с разудалым капитаном и бородатым боцманом на одной ноге.
Поднимаемся на корабль. Вход свободный, никаких препонов. Гуляем по палубе, трогаем руками его… ненастоящие детали. Можно встать за штурвал и сфотографироваться на память. Не достает только классической трубки, черной повязки на глазу и шляпы-треуголки, но воображение прекрасно достраивает детали.
Прямо с высокого борта старинного корабля открывается вид на сам город-призрак, который находится от корабля в отдалении. Именно поэтому этот необычный городок кажется совсем маленьким – не определяется расстояние до него.
Сходим с корабля и направляемся к намеченной цели.
По мере приближения, начинают проявляться детали. Эти детали вырисовывают точность и эта точность нам не нравится. Эта точность способна показать иллюзорность того мира, в который мы хотим попасть, она, подобно суровому стражу на входе в город-призрак, этот стражник проверяет, достойны ли мы входа в него, соответствуем ли мы всем условиям?
Но мы легко прогоняем наш рационализм, который так мешает полностью погрузиться в необычное пространство, позволить духу его войти в нас. Город серый, непривычный. Именно так тогда было, именно так.
Мы – люди современности, умом понимаем, как в те давние, не наши времена, все было по-другому, но романтические настроения помогают нам. Они удерживают ощущение о том, что мы попали в прошлое, что мы попали в другую страну.
На входе в город-призрак нас встречают интересные указатели в духе той самой эпохи, в которую мы уже попали.
Этих указателей немного, мы понимаем, что и достопримечательностей немного, но это ведь и не важно, эмоций достаточно. Пока мы не ориентируемся, пока мы не знаем куда идти – какая разница, здесь все необычно и, поэтому, все интересно.
И вот мы в городе. Он впустил нас, значит, мы соответствуем всем его требованиям. Самое первое знакомство нас с городом и города с нами.
Можно ходить по улицам этого необычного города, можно подниматься на балконы его зданий и осматривать его с высоты тех домов, которые тогда строили. Можно заходить внутрь и видеть, тот самый обман, ту самую ненадежность сказки, в которой мы находились. Но эту ненадежность мы уже не боимся, потому что дух самого города сильнее, он давно уже захватил нас, поработил наши души!
Этот контраст поражает! Как действительность выглядит изнутри, и как сказка выглядит снаружи!
Впрочем, не все здания внутри выглядят так прозаично. Некоторые имеют вполне реальный интерьер, который был показан в фильме.
Внутреннее пространство воспринимается совсем по-другому. В нем гораздо больше колорита. Оно ощущается той защищенностью, которая «зашита» в инстинктах человека. Легко представить ненастье снаружи и уют, тот самый, старинный внутри у, пусть давно неиспользуемого камина. Этот камин хочется разжечь, хочется принять его ровное, доброе тепло.
Но на улице солнце. Можно качаться на примитивных качелях того самого прошлого.
Необычный атрибут той, не нашей цивилизации, страшная виселица.
Ее можно сфотографировать с такого ракурса, что она будет выглядеть устрашающе. На самом же деле, она какая-то маленькая. И это не делает ее страшной.
Здание тюрьмы. Внутри «КПЗ» того времени. Можно почувствовать себя эдаким надзирателем, можно представить себя заключенным, можно понять и прочувствовать на себе страх от неизбежности наказания и даже услышать в душе своей протест – ЗА ЧТО? Впрочем, тут же возникает подленькая мысль, что современный БОМЖ наверняка был бы рад переночевать ночку – другую на жестком топчане, застеленном грубой мешковиной.
Выходим из мрачного помещения во всё то же теплое ласковое лето и продолжаем экскурсию по необычному городу.
Этот город – излюбленное место молодоженов. Еще бы, столько экзотики! Как не усилить ей воспоминания о самом важном событии в своей молодой жизни? Парочки фотографируются в самых различных местах.
Мы гуляем по городу, мы прониклись его правдой, мы наполнили им свою душу, мы его полюбили. Мы чувствуем, что и он полюбил нас. Да и как же может быть иначе, ведь столько доброты в нем! Оно вытесняет все злое из наших душ. В этом сказочном месте просто невозможно быть злым.
Но проходит время, и оно напоминает нам, что в сказке нельзя жить вечно. Это не наш мир, хот он так прекрасен. Сказка всегда кончается. Такое уж у нее свойство.
В городе большое раскидистое дерево. Все посетители, по какой-то давней традиции привязывают на веках его разноцветные ленточки. Это предполагает возможность вернуться в это прекрасное место.
Привязываем ленточки и мы. Но мы прекрасно понимаем, что никогда не вернемся сюда. Сказку разрушать нельзя. Она должна продолжать жить в нас, иначе плохо. А город разрушается. Скоро не будет его совсем. Ведь он ненастоящий, непрочный… ненадежный. Как сон. И мы покидаем его. Мы не оглядываемся, чтобы в наших душах остались живые воспоминания о старинном городе и о нас в нем.
Материалы по данной статье взяты из моих же собственных статей на ресурсах
и, возможно, на других сайтах.