Найти тему
О всяком-разном

Как считает деньги бизнес, и как их считает благотворительница Лида Мониава.

Принесло информационной волной новость, что у Лиды Мониавы очередная идея - на этот раз обустроить сад около детского хосписа. Якобы, цветы растут, но неуютно. Хочется, чтобы на дереве был огромный кит с подсветкой, куда на своих колясках будут заезжать ребята, разные лавочки и прочие функциональные штуки, удобные и полезные для посетителей и подопечных хосписа.

Скрин из поста Лиды Мониавы.
Скрин из поста Лиды Мониавы.

Идея прекрасная, тут вообще вопросов нет. Вернее у меня есть (я вообще-то всю свою сознательную жизнь занималась обустройством офисных пространств, включая ремонты, и их хозяйственным обеспечением): а почему до сих пор уличное пространство хосписа не обустроено? Что мешало за столько лет всё обустроить, чтобы хотя бы скамейки были в необходимом количестве? Ну да ладно, в приложении к тому, как организовано распределение денег в ДсМ это вопрос риторический, сейчас не об этом.

Так вот. Как пишет Лидия, стоимость каждого элемента обустройства - от 200 тысяч до 5 миллионов рублей. И что она готова предоставить проект обустройства всем, кто захочет это оплатить.

Собственно, с этого момента возникают закономерные вопросы. И как от профессионала в обустройстве чего-либо, так и бывшего донатера - обычного человека без привязки к какой-то профессии.

Начнем с готовности прислать проект. Публике объявляют стоимость объектов, которые надо оплатить + общее словесное описание, но проект готовы выслать только по запросу. Почему не выложить проект на всеобщее обозрение? Чтобы любой, включая таких зануд, как я, мог с ним ознакомиться и увидеть, что же там за кит такой на дереве, откуда нет риска свалиться, будучи в коляске? Что там за скамеечки такие за 200 тысяч рублей (или это не скамеечки, а урны, а скамейки по полмиллиона)? Люди же как-то должны восхититься, вдохновиться, почувствовать желание стать частью всего этого? Я без иронии. Разве не с вдохновляющей картинки и с желания эту картинку реализовать начинаются подобные проекты? Но нам показывают лишь жуткий рисунок какого-то "дизайнера", садовые объекты в котором выглядят как максимально дешевые самопальные столик и скамейки из поддонов. К фонарикам, которые нельзя не задеть головой, сидя на этой скамейке, тоже есть вопросы, но это не важно, быть может художник так видит.

Рисунок дизайнера. Для вдохновления донатеров.
Рисунок дизайнера. Для вдохновления донатеров.
В общем, проект как-бы где-то есть, но его как бы и нет. Увидеть его без дополнительных телодвижений невозможно, желания показать его общественности почему-то нет.

Я не представляю ситуации, при которой придумав идею, реализовав её в дизайн-проекте, согласовав с акционерами и главой бизнеса, я пойду искать деньги на реализацию, не тыча этим проектом каждому в нос, даже тому, кто не заинтересован вообще? Смотрите как мы классно придумали! Вот тут у нас скамейка, а вот тут розетки для любых устройств, а вот тут подушечка под спину, все снимается, стирается, чистится. А вот тут навес, вода течет сюда и за счет этого не надо поливать вот эти цветы. А вот тут подсветка, а вот тут это, а вот тут такая штука - это очень удобно и для сидения, и для лежания, и всё это антивандальное, и поэтому это стоит двести тыщ, а не 25, как в соседнем Леруа Мерлен.

Всю жизнь, даже когда проекты рисовали на бумаге, это было так. Но это у бизнеса, в благотворительности всё по-другому. Про этот проект даже на сайте ничего нет, не то что самого проекта, но и упоминания о нём.

Дальше занудное - про деньги, то есть про смету. Уж давайте не будем кривить душой - тот, кто хоть один раз в жизни делал дома ремонт и сталкивался с необходимостью нанимать рабочих, знают, что смета - это святое. Святее только битва за её уменьшение. Ни один уважающий себя дизайнер или руководитель сторительной компании себя никогда не обидит. Я работала с разными - и с девочками-студентками, и маститыми мастерами, к которым очередь на дизайн на три года вперед. И все они работают по одной схеме - тебе нарисуют и напроектируют не только то, что тебе нужно, но и ещё двести кило того, что не нужно, и что делает реализацию проекта дороже.

И первое, что интересует владельца бизнеса - как можно уменьшить расходы. Потому что его его деньги. Потому что это он их заработал.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Можно ли обойтись без розеток через каждые полметра и оставить только слева и справа? Сколько мы на этом экономим? Какая альтернатива этим подушкам по цене звездолёта? А вот тут кто будет лежать? Вы сами стали бы лежать в таком месте? Лягте. Вам точно удобно? Как в подсветке менять лампочки? А когда перегорит светодиодная лента, надо будет вызывать ремонтную бригаду или это сможет поменять любая уборщица? Вот эти фонарики мы куда втыкать будем? Сколько стоит подвести уличные розетки? А вот эти две скамейки мы можем сделать Просто_Скамейками, без наворотов, чтобы Просто_На_Них_Сидеть? И еще примерно пятьсот вопросов минимум, и это нормально, потому что никто не хочет ни за что переплачивать, если этого можно не делать. Но у Лидии деньги не свои - это деньги чужие, поэтому и появляются элементы обустройства детского хосписа по цене от 200 тысяч рублей за единицу.

Но и это ещё не всё. В какую сумму выйдет месячное содержание всех этих конструкций? Как за ними ухаживать? Кто это будет делать? Замена расходников, регулярное техобслуживание? Что делать, когда закончится гарантия - в какую сумму встанет ремонт и поддержание в нормальном состоянии? Быть может не надо кита, быть может мы сделаем очень много разных скамеек, сложных форм, с навесами, высокими спинками и столиками, сделаем их много, чтобы любой мог найти себе укромный уголок в любой момент, но не будем затаскивать на дерево кита? Потому что у нас нет денег на регулярный уход за китом, он рано или поздно сломается и потребует ремонта?

Вот примерно так думает бизнес. Он хочет красиво, иногда прямо дороХо-боХато, функционально, эстетично, удобно, но всё это великолепие рождается из постоянных торгов и подсчёта денег. И это нормально. Это поведение здорового бизнесмена, у которого не только киты, но и куча прочих трат.

Поэтому ни в одном офисе у меня не было скамеек за 200 тысяч, и это не потому, что офис не мог себе этого позволить. Мог, но зачем? Бизнес умеет считать деньги, как бы этого кого-то не раздражало.

Я посмотрела фотографии территории детского хосписа. С обычными скамейками, на которые может сесть любой, там реально туго. И со столиками. И с озеленением. Но всё перечисленное стоит сильно дешевле 200 тысяч за ОДИН ЭЛЕМЕНТ. Уж можете мне поверить. И это можно реализовать очень просто, буквально за месяц, было бы желание.

Фото с сайта https://mayak.help/
Фото с сайта https://mayak.help/

Ну и самое неприятное. В любом ремонте есть очень много неучтённого нала. И много откатов. И много ценовых накруток на выполнение работ. Особенно, если никто не знает, сколько же всего денег выделено на проект и сколько он стоит от момента, как дизайнер сел рисовать проект, до подписания акта приёмки. Поэтому разбег стоимости одного элемента может быть в несколько раз, это тоже норма. И если нет человека, который не просто умеет, а ХОЧЕТ считать деньги на этом проекте, на бюджет вашего проекта можно будет построить в пустыне пару посёлков, а может быть и небольшой город. Это знают все, вообще все, кто хоть раз что-то строил или ремонтировал. И именно это - самая большая головная боль для бизнеса, потому что в таких проектах всё должно быть прозрачно и открыто. А если не открыто, значит кому-то так удобно.

Но ведь деньги "Дома с Маяком", это не деньги Лидии Мониавы - это чужие деньги, глобально ничьи. И их можно не жалеть и тратить сколько угодно.

А про лампочки, розетки и экономию пусть лошадь думает, у неё голова большая. Ну и бизнес вместе с ней. Бизнес богатый, он оплатит.

***

Да, так, на всякий случай: всех поклонников св.Лидии, кто будет мне здесь писать гадости, я сразу отправляю в бан. А вот если докажете мне, что в Москве нельзя найти скамейку менее чем за 200 тысяч, я охотно с вами подискутирую.