Принесло информационной волной новость, что у Лиды Мониавы очередная идея - на этот раз обустроить сад около детского хосписа. Якобы, цветы растут, но неуютно. Хочется, чтобы на дереве был огромный кит с подсветкой, куда на своих колясках будут заезжать ребята, разные лавочки и прочие функциональные штуки, удобные и полезные для посетителей и подопечных хосписа.
Идея прекрасная, тут вообще вопросов нет. Вернее у меня есть (я вообще-то всю свою сознательную жизнь занималась обустройством офисных пространств, включая ремонты, и их хозяйственным обеспечением): а почему до сих пор уличное пространство хосписа не обустроено? Что мешало за столько лет всё обустроить, чтобы хотя бы скамейки были в необходимом количестве? Ну да ладно, в приложении к тому, как организовано распределение денег в ДсМ это вопрос риторический, сейчас не об этом.
Так вот. Как пишет Лидия, стоимость каждого элемента обустройства - от 200 тысяч до 5 миллионов рублей. И что она готова предоставить проект обустройства всем, кто захочет это оплатить.
Собственно, с этого момента возникают закономерные вопросы. И как от профессионала в обустройстве чего-либо, так и бывшего донатера - обычного человека без привязки к какой-то профессии.
Начнем с готовности прислать проект. Публике объявляют стоимость объектов, которые надо оплатить + общее словесное описание, но проект готовы выслать только по запросу. Почему не выложить проект на всеобщее обозрение? Чтобы любой, включая таких зануд, как я, мог с ним ознакомиться и увидеть, что же там за кит такой на дереве, откуда нет риска свалиться, будучи в коляске? Что там за скамеечки такие за 200 тысяч рублей (или это не скамеечки, а урны, а скамейки по полмиллиона)? Люди же как-то должны восхититься, вдохновиться, почувствовать желание стать частью всего этого? Я без иронии. Разве не с вдохновляющей картинки и с желания эту картинку реализовать начинаются подобные проекты? Но нам показывают лишь жуткий рисунок какого-то "дизайнера", садовые объекты в котором выглядят как максимально дешевые самопальные столик и скамейки из поддонов. К фонарикам, которые нельзя не задеть головой, сидя на этой скамейке, тоже есть вопросы, но это не важно, быть может художник так видит.
В общем, проект как-бы где-то есть, но его как бы и нет. Увидеть его без дополнительных телодвижений невозможно, желания показать его общественности почему-то нет.
Я не представляю ситуации, при которой придумав идею, реализовав её в дизайн-проекте, согласовав с акционерами и главой бизнеса, я пойду искать деньги на реализацию, не тыча этим проектом каждому в нос, даже тому, кто не заинтересован вообще? Смотрите как мы классно придумали! Вот тут у нас скамейка, а вот тут розетки для любых устройств, а вот тут подушечка под спину, все снимается, стирается, чистится. А вот тут навес, вода течет сюда и за счет этого не надо поливать вот эти цветы. А вот тут подсветка, а вот тут это, а вот тут такая штука - это очень удобно и для сидения, и для лежания, и всё это антивандальное, и поэтому это стоит двести тыщ, а не 25, как в соседнем Леруа Мерлен.
Всю жизнь, даже когда проекты рисовали на бумаге, это было так. Но это у бизнеса, в благотворительности всё по-другому. Про этот проект даже на сайте ничего нет, не то что самого проекта, но и упоминания о нём.
Дальше занудное - про деньги, то есть про смету. Уж давайте не будем кривить душой - тот, кто хоть один раз в жизни делал дома ремонт и сталкивался с необходимостью нанимать рабочих, знают, что смета - это святое. Святее только битва за её уменьшение. Ни один уважающий себя дизайнер или руководитель сторительной компании себя никогда не обидит. Я работала с разными - и с девочками-студентками, и маститыми мастерами, к которым очередь на дизайн на три года вперед. И все они работают по одной схеме - тебе нарисуют и напроектируют не только то, что тебе нужно, но и ещё двести кило того, что не нужно, и что делает реализацию проекта дороже.
И первое, что интересует владельца бизнеса - как можно уменьшить расходы. Потому что его его деньги. Потому что это он их заработал.
Можно ли обойтись без розеток через каждые полметра и оставить только слева и справа? Сколько мы на этом экономим? Какая альтернатива этим подушкам по цене звездолёта? А вот тут кто будет лежать? Вы сами стали бы лежать в таком месте? Лягте. Вам точно удобно? Как в подсветке менять лампочки? А когда перегорит светодиодная лента, надо будет вызывать ремонтную бригаду или это сможет поменять любая уборщица? Вот эти фонарики мы куда втыкать будем? Сколько стоит подвести уличные розетки? А вот эти две скамейки мы можем сделать Просто_Скамейками, без наворотов, чтобы Просто_На_Них_Сидеть? И еще примерно пятьсот вопросов минимум, и это нормально, потому что никто не хочет ни за что переплачивать, если этого можно не делать. Но у Лидии деньги не свои - это деньги чужие, поэтому и появляются элементы обустройства детского хосписа по цене от 200 тысяч рублей за единицу.
Но и это ещё не всё. В какую сумму выйдет месячное содержание всех этих конструкций? Как за ними ухаживать? Кто это будет делать? Замена расходников, регулярное техобслуживание? Что делать, когда закончится гарантия - в какую сумму встанет ремонт и поддержание в нормальном состоянии? Быть может не надо кита, быть может мы сделаем очень много разных скамеек, сложных форм, с навесами, высокими спинками и столиками, сделаем их много, чтобы любой мог найти себе укромный уголок в любой момент, но не будем затаскивать на дерево кита? Потому что у нас нет денег на регулярный уход за китом, он рано или поздно сломается и потребует ремонта?
Вот примерно так думает бизнес. Он хочет красиво, иногда прямо дороХо-боХато, функционально, эстетично, удобно, но всё это великолепие рождается из постоянных торгов и подсчёта денег. И это нормально. Это поведение здорового бизнесмена, у которого не только киты, но и куча прочих трат.
Поэтому ни в одном офисе у меня не было скамеек за 200 тысяч, и это не потому, что офис не мог себе этого позволить. Мог, но зачем? Бизнес умеет считать деньги, как бы этого кого-то не раздражало.
Я посмотрела фотографии территории детского хосписа. С обычными скамейками, на которые может сесть любой, там реально туго. И со столиками. И с озеленением. Но всё перечисленное стоит сильно дешевле 200 тысяч за ОДИН ЭЛЕМЕНТ. Уж можете мне поверить. И это можно реализовать очень просто, буквально за месяц, было бы желание.
Ну и самое неприятное. В любом ремонте есть очень много неучтённого нала. И много откатов. И много ценовых накруток на выполнение работ. Особенно, если никто не знает, сколько же всего денег выделено на проект и сколько он стоит от момента, как дизайнер сел рисовать проект, до подписания акта приёмки. Поэтому разбег стоимости одного элемента может быть в несколько раз, это тоже норма. И если нет человека, который не просто умеет, а ХОЧЕТ считать деньги на этом проекте, на бюджет вашего проекта можно будет построить в пустыне пару посёлков, а может быть и небольшой город. Это знают все, вообще все, кто хоть раз что-то строил или ремонтировал. И именно это - самая большая головная боль для бизнеса, потому что в таких проектах всё должно быть прозрачно и открыто. А если не открыто, значит кому-то так удобно.
Но ведь деньги "Дома с Маяком", это не деньги Лидии Мониавы - это чужие деньги, глобально ничьи. И их можно не жалеть и тратить сколько угодно.
А про лампочки, розетки и экономию пусть лошадь думает, у неё голова большая. Ну и бизнес вместе с ней. Бизнес богатый, он оплатит.
***
Да, так, на всякий случай: всех поклонников св.Лидии, кто будет мне здесь писать гадости, я сразу отправляю в бан. А вот если докажете мне, что в Москве нельзя найти скамейку менее чем за 200 тысяч, я охотно с вами подискутирую.