Найти в Дзене
Настоящая история

Поражение генерала Деникина: почему белогвардейцы не смогли взять Екатеринодар

Гражданская война набирает обороты. Из темных вод истории выплывают сомнительные личности, мнящие себя великими вождями. По сути, они были лишь шакалами, терзающими тело умирающего льва.

Итак, февраль 1918 года. Кубанский поход Добровольческой армии. Походом это можно назвать лишь с большой натяжкой. На самом деле это было бегство от наседающих на них сил РККА.

Да и Армией назвать белогвардейцев сложно. Всего 3000 штыков, недостаток медикаментов и провианта. Уставшие, озлобленные, но фанатичные офицеры. Они понимали, что все пути, кроме сопротивления для них отрезаны.

Это понимание придавало белогвардейцам сил. И хотя, им приходилось постоянно отбивать атаки, наседающих красных, биться за провиант, они продолжали настойчиво двигаться к своей цели – Екатеринодару.

Они еще не знают, что город уже захвачен большевиками.

Впрочем, Красная Армия (рядовые бойцы) не особо стремились ввязываться в бои с белогвардейцами. Стоило тем оказать чуть более ожесточенное сопротивление, как красноармейцы отступали.

Проведя четыре года на полях сражений Первой мировой, революционным солдатам уже не хотелось лишний раз подставлять свою голову под пули.

Так что бегство обреченных, ненавидимых местным населением, беляков продолжалось. Их цель, зимние квартиры Екатеринодара, уже близка.

С разведкой у Добровольцев тоже было туго, и новость, что красные выбили кубанцев из города, стала для них настоящим шоком.

М.Б. Греков. Разоружение деникинцев. 1933г.
М.Б. Греков. Разоружение деникинцев. 1933г.

Генерал Корнилов уже было решил поворачивать на юг. Но там ждали только черкесские аулы. Довольно сомнительная альтернатива. Но тут подошли отряды Покровского. Еще 3000 штыков придали былую уверенность.

Численность добровольческой армии увеличилась вдвое. Белогвардейцы решают штурмовать Екатеринодар.

Энтузиазма им придало еще то, что они не знали реальную численность противостоящих им войск. А у красных на тот момент был собран кулак, ни много ни мало, в 18 000 солдат.

Штурм начался 27 марта. Организовав на юге отвлекающий маневр, Добровольцы форсировали реку Кубань и с запада захватили несколько предместий. Закрепившись на этом рубеже, белогвардейцы атаковали.

Три отчаянные атаки, каждый раз успешно отбивались красными командирами. Белых тогда поразило умение и отчаянная храбрость противостоящих им солдат.

Не меньшим сюрпризом для наступающих стала искусная артиллерийская стрельба и наличие большого числа снарядов у противника.

Белогвардейцы, профессиональные военные не преставали удивляться, какой грамотный отпор дают им вчерашние крестьяне и рабочие.

Три атаки отбиты, готовится четвертая, в любом случае последняя. Генерал Корнилов теряет осторожность, заезжает в наблюдательный пункт и оказывается на виду у красных артиллеристов.

Большевистские бойцы не упустили возможность. Точное попадание снаряда, и одного из вдохновителей белого движения не стало.

И без этого отчаявшиеся, белые офицеры и юнкера окончательно теряют боевой дух. Деникин отводит войска от города. Им бы не уйти, но безрассудные действия генерала Макарова немного спасают положение.

Деникинцы уходят в степь в направлении Области Войска Донского.

Там, как раз в это время большевики затевают неудачный передел земли, против них вспыхивает восстание. Там же орудуют немцы, по-прежнему, желающие половить рыбку в мутной воде.

Деникин вновь надеется на усиление.

Пожалуй, здесь можно подвести черту под событиями, ставшими началом гражданской войны в России. Дальше трагедии братоубийственного пожара стали нарастать как снежный ком.