Серия "Апокалипсисы". Последний танец Шивы в Кали-юге. 119 на 84 см, маркер, линер, гелевая ручка, 2022.
Сегодня мы поговорим про индуизм. И его основные понятия. В моем дурацком изложении.
Картинка посвящена, как и понятно из названия, последнему танцу Шивы в Кали-Юге. Кто такой Шива, почему танцует и что за КалиЮга такая, будем разбираться по порядку.
Начнем с саааамого начала, благо фрагментов картины хватит. Итак. Первый пост посвящен носителям индуизма, т.е. истории индоариев, которые были на полуострове Индостан с определенного времени, скажем так.
Время появления индоевропейцев на Индостане не поддается точному определению, во всяком случае, именно так нам заявляют так называемые историки. По какой причине нельзя радиоуглеродным анализом измерить кал в самых старых клозетах хараппской цивилизации - никто не в курсе, ну, разве что все затоплено и кал уплыл в Индийский океан. На самом деле хараппы это до индоевропейская цивилизация Индостана, так что, посмеявшись, таки примем историческое мнение.
В общем, как только эти расисты пришли, сразу назвали себя «ариями» (санскр. arya, авест. airya «благородный») в противоположность анарья (неблагородные) или дасью (разбойник, враг, демон) — автохтонным неарийским обитателям Индии, найденным ими на Индостане. Эти последние получают ещё эпитеты «чёрных», «чернокожих», «безносых» (намек на плоские носы аборигенов), «нечестивых», «неверных» и т. д. С ними индоарии ведут ожесточенную борьбу. Борьба двух этнических групп продолжалась долго, и вся дальнейшая история Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев. В общем, почти как начало нулевых в России, когда арийцы вытесняли неарийских туземцев.
Причем делали свои ксенофобные делишки арии во славу Индры - и с этим парнем мы еще познакомимся (спойлер: безумен как шляпник).
Однако в настоящее время существует и иная точка зрения на эти интереснейшие события. Так некоторые современные учёные Запада считают, что индоарии наряду с дравидами являлись коренными жителями Индостана, и якобы имевшее место вооружённое завоевание ариями доарийского населения не подтверждается ничем: ни археологическими свидетельствами, ни свидетельствами в Ведах. Так, профессор антропологии Грегор Поссель утверждает: «В наши дни нет причин считать, что когда-то существовала некая арийская раса». Британский археолог, профессор Колин Ренфрю, опровергая устаревшие на его взгляд представления, пишет: «Если проверить в „Ригведе“ дюжину упоминаний семи рек, то ни в одном из них не увидим и намёка на вторжение… Ничто не говорит, будто арии не являлись там коренным населением». И никто здесь не шептал тихонько: "фашисты недобитые". Ну да ладно, что с них взять, единственный британский археолог, который мне нравится, это Индиана Джонс (пусть он и француз).
Из металлов индоариям ведийской эпохи были известны: золото, бронза (серебро — сомнительно, но — возможно из-за торговли с соседями), медь. Серебряных копей не найдено, так что стопудов притаскивали откуда-то.
Индоарии были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряжённым волами. Борозда (Сита) даже обоготворялась. Возделывался, вероятно, ячмень (йава). Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии). Так что только ячменные суши.
Ещё большую роль играло скотоводство. Корова является предметом культа (что сохранилось и по сей день). В гимнах, это такие священные частушки, постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака — с коровами. (Дождевые облака в частности сравнивались с дойными коровами.) Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака. Странно, что нет котов, учитывая, что злаки уже возделывали; возможно, не хотели уподобляться египтян - не исключено, что египтян он считали глупцами.
Из ремесел индоариев известны: плотницкое, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное и вязальное дело, то есть, фактически, все что нужно для приличной жизни. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись (пур). Городов не было. I'M SELSKY AND I KNOW IT, как бы заявляет нам типичный индоарий указанного периода.
В общем, все было как у людей.
из интересного:
У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство, чем они здорово похожи на современных россиян. Многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось значительно позднее. Во главе семьи стоит грихапати (владыка дома, глава семейства) — отец, патриарх. Невеста выкупалась богатыми дарами будущему тестю, то есть девочку иметь тоже было выгодно, слава богу, и инфантицид они не поддерживали. Брак считается институтом, установленным богами. Жена является хозяйкой — грихапатни (владычица дома, матриархом). Брак между братом и сестрой считается преступным, за что большое спасибо. Наследство и права отца переходят к старшему сыну. Насилие над беззащитной девушкой и супружеская неверность причисляются к самым тяжким преступлениям, и здесь мы как женатый человек глубоко поддерживаем (в отличие от уголовного кодекса, например). Сожжение вдов не упоминается. Очевидно, обычай сожжения вдов у некоторых племен сформировался в уже эпоху становления классического индуизма и под влиянием обычаев доарийских народов Индостана.
Религия индусов в эту эпоху представляется ярко выраженным политеизмом. Зачатки монотеизма проскальзывают изредка и, не достигнув развития, в позднейшие эпохи совершенно исчезают. В общем, к согласию придти было невозможно, скорее всего из-за большого количества индусов.
Высшим и чистейшим божеством в Ригведе (главной программной книжке периода) является Варуна (корень вар — одевать, охватывать). Исходя из статуса можно сделать заявление о том, что Варуна неплохо умел мыться. Варуна царствует над всей жизнью и светом, является всеведущим отцом и творцом всего существующего, поэтому нет смысла закусывать яблочком сигаретку чтоб не пахло, ибо все равно узнает.
Рядом с ним шесть его братьев — светлые Адитьи, — то есть сыновья Адити (бесконечность), имеющие меньшее, чем он, значение (довольно циничное замечание, но арии за словом в карман не лезут и действительно прямо пишут, кто важнее). Самый выдающийся из них Митра (первично, вероятно, бог солнца), призываемый и восхваляемый всегда вместе с Варуной (существует даже прямо сложное слово в двойственном числе Митраварунау). Другой — Бхага (в Авесте Багха, слав. Бог). Менее значительны прочие Адитьи: Арьяман, Дакша и Анша. В общем Адитьи представляют собой повторение и развитие светлой основы самого Варуны: Митра = друг, Бхага = добрый, Дакша = ловкий, умный (ср. греч. δεξιός, ст.‑слав. деснъ «правый»), Анша = податель. Митра для индусов позже стал «проклятым бхагом», за попытку захвата власти. После Варуны стал править Индра-Громовик, на что указывают более поздние источники. Все остальные боги, подчиненные Варуне, могут быть разделены на три группы (Трилока):
- боги видимых небесных световых явлений (солнце, заря и т. д.);
- боги воздушного пространства, ветры и т. д.
- боги, пребывающие на земле.
К первой группе относятся Ашвины («конники», всадники), появляющиеся первые на утреннем небе, на рассвете, и ведущие за собой дневной свет. Ашвины — близнецы, едущие в золотых колесницах, влекомых конями, орлами или соколами (такое ощущение что там уже немножко умели маковые коробочки сосать - что значит лошадью или соколом?!!) Это — благотворные боги, одаренные мудростью и чудной силой исцеления, исцеляющие слепых и расслабленных, возвращающие юность старцам. За ними следует утренняя заря Ушас. Её сестра Ночь, украшенная звёздами, подательница покоя, также прославляется в Ригведе. Центром всех световых божеств является солнце, носящее различные имена: Сурья, следующий за утренней зарёй, как юноша за девушкой, Савитар (живитель, пробудитель), призываемый чаще предыдущего, простирающий по небу свои золотые руки (лучи), пробуждающий все живое и успокаивающий всех вечером. Совсем другой характер имеет Пушан («питатель») — пастух, вооружённый погонялкой, шествующий по небу и дающий стадам рост и преуспеяние (и, видимо, иногда люлей вкачивающий). Впоследствии станет более серьезным и важным Вишну, выдвинется на первый план.
Сильнейший среди второй группы — бог грозы и дождя Индра, призываемый также часто вместе с Варуной; рядом боги ветра и бури: Ваю, или Вата, многочисленные Маруты и отец их Рудра с эпитетом Шива (добрый), из которого впоследствии развивается великий бог Шива; бог дождя — Парджанья встречается в Ригведе, но потом приходит в полное забвение. В воздушном пространстве обитают ещё Рибху, сверхъестественные существа, получившие за своё искусство божеское достоинство. Все это очень старые боги, в которых верил черт знает кто черт знает когда, не стоит об этом забывать.
В третьей группе важнейшим богом является бог огня — Агни (ср. лат. ignis, ст.‑слав. огнь «огонь»). Его добыл с неба, как подарок богов, Атхарван или Матаришван, соответствующий греческому Прометею. Агни — охранитель добрых, своими стрелами он пронзает демонов Ракшасов; главное его занятие — служить послом или посредником между людьми и богами и возносить к небу жертвенные дары. Жертва должна совершаться под открытым небом; огонь для неё «вытирался» из двух кусков дерева. Дары состояли из масла или сала, выливавшегося в огонь. Агни изображается воином на колеснице, запряжённой пламенем. На небе он является в виде солнца, в воздухе — молнией; он же сын воды (молния из дождевой тучи), в которую и спасается от преследования (пропадает, тухнет в воде).
На земле же обитает целый ряд низших божеств или полубожеств. Обоготворяются реки, даже борозда, проведенная плугом; в доме живёт домашний гений Вастошпати («господин дома»), в лесу — лесная нимфа Араньяни (аранйа = лес), добрая по природе и не обижающая никого, кто её не трогает, питающаяся лесными плодами и потом сладко отдыхающая в тени дерев. К числу богов относятся и два олицетворения, искусственные (быть может, созданные жрецами) и служащие переходным звеном к позднейшему периоду развития индийской религии: бог Сома = обоготворенный священный напиток, и Брихаспати или Брахманаспати («господин молитвы»), представляющий собой попытку создать единое собирательное божество, аналогичное позднейшему Брахме, не встречающемуся ещё в Ригведе. На него переносятся свойства и подвиги других богов: он обнимает все (как Варуна), он расколол облачную скалу своей ваджрой (как Индра), доставил богам жертву (как Агни) и т. д. Про Брахму тоже будет попозже.
В общем, пока арии во все это потихоньку верили, они продвигались по Индостану, и вот в районе 1200 до нашей эры подошли к Гангу, в котором сейчас всякие оборванцы плавают после смерти.
Возникают все более и более обособляющиеся сословия, мало-помалу преобразующиеся в классические индусские касты. Однако не будем уподобляться невежественным португальцам (каста это не русский рэп, это португальское слово, означающее что они приплыли в Индию и ничего не поняли в местной жизни). В Индии не касты. В Индии - варны и джати.
Ведийское учение мало помалу о переселении душ трансформируется в известное нам классическое индуистское. (По ведийской доктрине душа человека может снова воплотиться только в теле человека и часто (но не всегда) в той же варне (то есть, напр., кшатрий в вещественном мире скорее всего снова родится кшатрием). В индуизме душа человека может воплотиться как в высшей, так и в низшей касте или даже в теле животного. Классический Якубович с криком "Вращайте колесо сансары!".
Различаются и ведийское и индуистское учения о карме. Но карма - тема наших размышлений в следующем посте.
Литературными памятниками этой эпохи (1200—800 до н. э.) являются прозаические части Яджурведы и примыкающие к ней «брахманы». В эту эпоху индоарии имеет уже торговые сношения с другими странами. Финикийские корабли доставляют царям Гираму и Соломону (ок. 1000 г. до н. э.) разные продукты из Офира (вероятно, народ Abhîra на Нижнем Инде): слоновую кость, сандаловое дерево, обезьян, павлинов. В религии этого периода замечаются новые черты: Асуры являются уже в качестве злых демонов, тогда как раньше в Ригведе Асура был эпитетом светлого Варуны.
И вот в Яджурведе, наконец, тематизируется наше самое интересное, о чем, собственно и рисунок: новые боги, новое отношение к богам и так далее.
Но об этом - в следующих постах.
Напоминаю, что офигенский плакат "Последний танец Шивы в Кали-Юге" в натуральную величину, на плотнейшей бумаге, с подписью автора, с приложением текстов всех объясняющих Танец постов можно заказать у меня за смешные деньги и наслаждаться.
Моя группа вк: vk.com/kotiwta_malyuet
А еще запущен сайт, который я вас смиренно приглашаю посетить:
https://vk.link/kotiwta_malyuet
Всем спасибо за отзывы и всякое такое. Там много разного, что можно заказать, чем поддержать художника. Лучший донат - лайк, коммент, подписка. Шучу. Времена нынче такие, что лучший донат - донат. Всем привет.