Уверена, что вы понимаете: все дети нуждаются в заботе и поддержке. Ребенок сам не может понять, что делает правильно, а что нет, и главное, не может оценить последствия своих поступков, т.к. не хватает опыта. И тогда эту оценку и разъяснения, к чему могут привести те или иные действия, берем на себя мы, родители.
И делаем мы это по-разному. Одни из нас понимают, что ребенок способен выполнить сам и будут приучать его к разумной ответственности и похваливать.
Другие будут ругать свое дитя за все то, что он не умеет еще делать. По их мнению, дети от рождения, без участия взрослых, должны все уметь, и у родителей не хватает терпения учить, повторять, объяснять.
Первая группа родителей будет поддерживать в действиях ребенка, говорить "ничего страшного, у тебя получится", "вот это у тебя получается очень хорошо".
Вторые будут критиковать: "и это ты не умеешь", "руки у тебя не из того места растут". А если еще и окружение из бабушек и дедушек не поддерживающее, да еще не повезло с учителями, тогда ребенок выносит ощущение себя плохим, неудачником.
Я всегда говорю своим ученикам: «Дети, не верьте никому, если кто-то говорит про вас, что вы неспособные, глупые, никуда не годные. Потому что все без исключения дети рождаются многогранно талантливыми»!
И сама никогда не сомневаюсь в способностях и добродетелях моих ребят. Уверена, что эта поддержка играет в их становлении положительную роль!
Недавно на просторах интернета меня нашла бывшая ученица, (о ней я опубликовала последнюю историю от 20 июня) которая благодарила, очень эмоционально, за мою бесконечную веру в ее силы. Эта моя вера позволила ей выстоять в сложной семейной ситуации. И сейчас она продолжает учиться, смотрит на мир позитивно и верит в то, что ей все по плечу!
Ребенок из первой, поддерживающей, семьи вырастет во взрослого с достаточно стабильной самооценкой. Он будет понимать, что имеет право на ошибку, и что бы ни произошло, близкие люди поддержат его.
Ребенок из второй, критикующей и обесценивающей, семьи, скорее всего, будет вступать в зависимые отношения, ища поддержку, и выбирать партнеров, которые будут подтверждать "ты - плохой", "неудачник/неудачница". Или будут обесценивать партнеров, как когда-то обесценивали его.
А еще ребенок из первой семьи будет сам в дальнейшем поддерживающим родителем, потому что они видел и знает, как это делать.
А ребенку из второй семьи, чтобы стать поддерживающим родителем, сначала надо научиться ценить и поддерживать, в первую очередь себя.