Найти в Дзене
Игорь Болбат

Анализ ситуации по защите прав потребителей на территории Красноярского края за I-II квартал 2023 г по оценке Объединения потребителей Росси

И.о. Губернатора Красноярского края, Председателю Координационного совета по защите прав потребителей при губернаторе Красноярского края М.М. Котюкову
от члена Координационного совета по защите прав потребителей при губернаторе Красноярского края
Председателя РО ОО Объединение потребителей России в Красноярском крае
И.А. Болбата

Анализ ситуации по защите прав потребителей на территории Красноярского края за I-II квартал 2023 г по оценке Объединения потребителей России в Красноярском крае

Уважаемый Михаил Михайлович!

В своём обращении Президент Владимир Путин сказал: «Эта битва, когда решается судьба нашего народа, требует единения всех сил, единства, консолидации и ответственности. Когда в сторону должно быть отброшено всё, что ослабляет нас, любые распри, которыми могут воспользоваться и пользуются наши внешние враги, чтобы подорвать нас изнутри.» До последнего времени, администрация Красноярского края не уделяла достаточного внимания интересам граждан, в том числе вопросам защиты прав потребителей, что действовало против слов Президента о единстве, консолидации и ответственности, мы надеемся, что Ваше внимание к проблемам региона не ограничится предвыборной компанией, и направляем очередной Анализ ситуации по защите прав потребителей на территории Красноярского края, для вашего рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Представляем обзор основных, на наш взгляд, проблем защиты прав потребителей за I-II квартал 2023 года:

1. Вопрос обеспечения качества продуктов питания в бюджетных учреждениях региона до настоящего времени игнорируется. Так, на наше обращение о поставке в ЦРБ Шушенского района молочного суррогата вместо сливочного масла по цене 350 рублей за кг, Министерство здравоохранения только через несколько месяцев ответило, что «факты поставки спреда не подтвердились». (исх 71-4360 Министерство здравоохранения Красноярского края). Странно что, по мнению чиновников в министерстве, жители региона могут поверить, что при рыночной оптовой цене сливочного масла в 550 рублей, поставщик в Минусинскую группу районов доставлял сливочное масло в учреждения датируя из собственного кармана.
В Красноярске состоялись торги на поставку творога жирностью 9%, победитель уже поставляет творог по цене 199 рублей за один килограмм. Это цена четырех литров молока. Творог можно сделать только из молока, всё остальное не творог, и из четырех литров килограмма творога не получится. "Творог" идёт, в том числе, в роддом №5.

2. МКУ «Центр предоставления мер социальной поддержки жителям города Красноярска» предоставляет помощь в виде молочных продуктов детям до 2 лет из малообеспеченных семей, имеющих медицинские показания. Такие как анемия, дефицит веса или аллергия. Это решает педиатр. Согласно выставленным требованиям в состав молочных продуктов входят ароматизаторы и сухое молоко. При обращении в УФАС, антимонопольное ведомство встало на сторону поставщиков молочной продукции из города Омска. В Красноярском крае нет производителя соответствующего описанию требований конкурсной документации по поставке молочных продуктов для больных и ослабленных детей.

3. В регионе продолжается систематическое нарушение правил торговли и конкуренции. Так, торговая сеть «Пятёрочка» систематически в своих магазинах реализует творожный продукт «Деревенский» на торговой полке вместе с натуральными молочными продуктами. Управление Роспотребнадзора игнорирует обращения на эту тему не первый год. В добавление к этому, есть коллизия в законе, так творожный продукт «Деревенский» не является молочным продуктом, т.е. имеет содержание молока в своём составе ниже 51%, а значит, не подчиняется техрегламенту о молочной продукции запрещающему вводить в заблуждение покупателей словами типа «творожек» или «деревенский». Антимонопольное ведомство также не считает это нарушением правил конкуренции, обман жителей идёт не первый год.
Подобная ситуация в торговой сети «Светофор», где реализация молочных суррогатов под видом сливочного масла идёт на постоянной основе, так пачка «сливочного масла» жирностью 82,5% стоит в этой сети 49 рублей, как один литр молока, и это совсем не смущает управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
Политика торговой сети Магнит также направлена на обман своих покупателей и видим мы это не первый год, очередной хит от жуликов - масса домашняя. Судя по тому, что этот продукт лежит по центру полки с творогом, покупатель должен решить, что масса именно творожная, но на самом деле к творогу этот продукт имеет самое отдаленное отношение.
Просим обратить Ваше внимание, что в центральных магазинах районов Красноярского края, доля молочных продуктов произведённых на территории региона не превышает, как правило, 10-ти%. Есть тому объяснение, все центральные магазины заняты федеральными торговыми сетями.
Торговые павильоны и небольшие магазинчики не гарантируют качество реализуемых продуктов питания, по результатам наших рейдов там отсутствует «Честный знак», Информационная система «Меркурий», ни разу не встретили ветеринарные сопроводительные документы. Пока обращения в различные инстанции, в том числе администрацию Красноярского края и управление Роспотребнадзора, не дали каких-либо результатов.

4. Нас всех беспокоит, то, что в Красноярском крае снижается поголовье дойного стада, жители села испытывают большие проблемы с реализацией молока. Тем не менее, ИП Моториной это молоко и не надо. "Белорусское", "Назаровское", "Три коровы" массово расположились на торговых полках и фасуются из неизвестной масложировой смеси. Кроме ИП Моториной есть ещё ряд производителей, которые не используют молоко при производстве сливочного масла: Назаровский МКК, ООО "Торговый дом Филимоновский" и другие производители.

5. Скандалы с организацией школьного питания в Красноярске в последнее время носят постоянный характер. Так, Александр Левый, депутат Городского Совета Красноярска, обнаружил массовый недовес у организатора школьного питания "Кулинар". Ко всему этому, в дальнейшем, при анализе меню данного организатора питания было выявлено нарушение нормативов, например, омлет состоял не из трёх яиц, а из двух, как в детском саду. Заместитель управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Михаил Аккерт заявил, что данные нарушения несущественны.
Хотелось бы отметить, что Министерство образования Красноярского края, традиционно дистанцируется от проблем обеспечения качества школьного питания, так в письме за № 75-4203, мне указали «Координация деятельности по организации питания в образовательных организациях, а также контроль за качеством организации питания обучающихся в них осуществляется их учредителями - муниципальными органами управления образованием края либо министерством (в части краевых образовательных организаций).». Министерство образования Красноярского края ни разу не пошло на организацию совместных совещаний или выездов в школы, хотя это неоднократно предлагалось.
Мордовская (Межрегиональная) Кейтеринговая Компания с уставным капиталом в десять тысяч рублей богата на скандалы во всей стране, скандалы с организацией питания в Ярославской и Ульяновской областях в самой Мордовии и вот теперь, на очереди Красноярск. По всей видимости, эта организация победит в конкурсе на питание школьников. Странно, что в Красноярском крае нет организаторов питания, способных кормить школьников Красноярска. Возможно, город ожидают большие скандалы в школьном питании.
Несмотря на то, что Президент России Владимир Путин поручил обеспечить школы качественными продуктами для бесплатного горячего питания, в Красноярском крае должной работы в данном направлении не ведётся. Проблема не ограничивается школами, дешёвые суррогаты идут практически во все бюджетные учреждения.

6. Программа «Школьное молоко» направлена на укрепление здоровья школьников и формирование у них осознанного отношения к здоровому питанию. Главная задача – ежедневное обеспечение детей питьевым молоком в образовательных учреждениях. Но так не думают в администрации Красноярского края, региональное Министерство образования нам объяснило, что считает реализацию программы не целесообразным, так как уже пробовали и некоторые дети уносили молоко домой. Мы направили Вам повторное предложение с результатами Общественных обсуждений.

7. Количество несанкционированных свалок в пределах Красноярска и пригороде превышает уровень здравого смысла, мусором засыпают котлованы, за городом стоит выехать в лес, как везде мусор. Несмотря на то, что вопрос на контроле у главы Следственного Комитета Александра Бастрыкина, ситуация пока неконтролируема.

8. Объединение потребителей России в Красноярском крае, согласно ст. 24 ФЗ 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», выступило организатором Общественных обсуждений на тему: «Размещение объекта по утилизации, переработке, размещению и обезвреживанию отходов производства III-V классов опасности на территории: государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Кубековская промзона, земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:0290202:232 и 24:11:0290202:231». Согласно документации, мусорный полигон размещает ООО "Призма", с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и единственным учредителем ШЕПЕЛЁВЫМ ЕВГЕНИЕМ СЕРГЕЕВИЧЕМ. У бизнесмена давняя и скандальная репутация в Красноярске. Его компания «Ростех», работающая в регионе по обращению с отходами, была лишена статуса оператора из-за многочисленных нарушений в прошлом году, в результате чего компания фактически прекратила свою деятельность на правом берегу Красноярска. Кроме того, прокуратура обвиняет Шепелева в том, что, будучи гендиректором ООО «Экоресурс», он нарушал правила обращения с экологически опасными отходами, не так давно дело направлено в суд.

9. Торговая сеть «Лента» массово реализует продукты питания стран поставляющих оружие на Украину, стран НАТО. Согласно дате производства, это не остатки товарного запаса, а товары, произведённые в разгар конфликта. В то же время местные производители массово жаловались на сложность попасть на торговую полку в данной торговой сети. Поддержка рублём правительств настроенных против России, особенно выступающих за войну с Россией, вызывает удивление. Нужно отметить, что товары недружественных государств, представленные торговой сетью «Лента» не являются критически важными и производятся, в том числе, и в нашей стране.

10. Мы видели, как Вы посетили поликлинику в городе Дивногорске, хотим обратить внимание на то, что согласно нормативам в данном лечебном учреждении должен быть лифт. Кроме того, очень хорошо, что в данном лечебном учреждении идёт отдельный приём температурящих больных, но найти здание и кабинет приёма очень сложно, более того оно находится на приличном отдалении, необходимо подняться по большой уличной лестнице. При посещении учреждения зимой, это вызвало серьёзные сложности.
Ещё хуже мы увидели ситуацию в Емельяновской ЦРБ, температурящие больные принимаются там, где больше всего пациентов - около регистратуры, туалет, как из фильма ужасов, облупленные стены и отвалившаяся штукатурка в коридорах. В Емельяновской ЦРБ не просто нет лифта, там очень высокие ступеньки внутри помещения.
Пожалуй, худшей поликлиникой, которую мы видели, оказалось учреждение в Козульке. Несмотря на то, что поликлиника из кирпича, выглядит она внутри, как будто строили её совсем давно и никак не ремонтировали. Местный врач рассказала, как на голову сотрудникам падают куски потолка, как канализация бежит под здание поликлиники и других проблемах. Поликлиника в г. Уяр требует ремонта, уличного освещения на входе, восстановления пандуса для маломобильных граждан, организации отдельного приёма температурящих больных, лифта на второй этаж. В городе Боготол, половину поликлиники закрыли на ремонт и последние полгода его не делают, люди, фактически ходят на стройку, с улицы полуразрушенное крыльцо, нет уличного освещения, никакого разделения температурящих. Во всех учреждениях острая нехватка специалистов.
С чего начинаются меры предупреждения заражения гриппом и ОРВИ в период роста заболеваемости? Первое и самое простое, избегать контакта с больными людьми, посещения многолюдных мест (театров, кино, супермаркетов, магазинов и общественного транспорта) и массовых мероприятий, где из-за большого скопления народа вирус очень быстро распространяется. Более того, поликлиника, это не театр и не супермаркет, туда целенаправленно идут больные гриппом и ОРВИ пациенты. А значит, шансов заразиться выше в десятки и сотни раз, особенно если вы стоите с такими больными в одной очереди, в регистратуру или гардероб. При посещении поликлиники в ЦРБ Большой Мурты мы не увидели мер по разделению температурящих больных и остальных пациентов. В поликлинике города Назарово, но так и не смогли объяснить, почему в одном и том же кабинете идёт прием неотложных больных и пациентов с повышенной температурой, лифта там, кстати, тоже нет, но есть очень высокие ступеньки. Поликлиника ЦРБ Агинск Саянского района, нет лифта, высокие ступеньки, нет разделения температурящих больных и остальных пациентов, нет асфальта или должной отсыпки перед входом на территорию учреждения.
По итогам посещений поликлиник региона, лучшей оказалась поликлиника в Берёзовском районе, но и там требуется явно косметический ремонт.
Есть серьёзные проблемы и в новой поликлинике в Красноярске в микрорайоне Покровском, открытие которой состоялось с участием Президента Владимира Путина. Острая нехватка врачей, организация приёма температурящих больных, а самое главное отсутствие стоянки для автомобилей пациентов, когда поликлиника заработает в полную силу, нас ожидает транспортный коллапс в районе поликлиники.

11. Районные поликлиники в городе Красноярске, точнее офтальмологи направляют пациентов для дальнейшего лечения в специализированные учреждения, где пациенты месяцами ждут только первичного приема, а затем месяцами стоят в очереди на операцию, например, по лечению катаракты. Чтобы было понятно, пациентов направляют в большем количестве, чем квот на операции, в результате очередь растёт, как и число жалоб в различные инстанции. Все эти подробности мы узнали после посещения медучреждения именно после одной из таких жалоб. Министерство здравоохранения понимает или нет, но социальная напряжённость растёт, кода по телевизору говорят о выделении дополнительных двух миллиардов рублей на развитие туризма в Красноярском крае, а в больнице, о том, что денег в бюджете не хватает на нужное число операций. Министерство здравоохранения только частично решило проблему, более того оно отказалось организовать совещание с Объединением потребителей России на данную тему.

12. Мы не раз говорили о стоках канализационных вод в реки Красноярского края. Так, в реку Кача в районе посёлка Солонцы с жилого комплекса «Южный» сливают канализационные воды, есть видеофиксация.
Компания «Краском» сливает канализационные воды на поля в черте города Красноярска, в непосредственной близости к реке Черёмушка, есть видеофиксация.

13. Запах солярки на правом берегу Енисея, чуть ниже Октябрьского моста, впечатление производит очень удручающее. Весь берег засыпан мусором и каким-то реагентом. Похоже на пенопласт. Тут же какая-то труба со стоком. По словам местных жителей нефтепродукты бегут в реку много лет и никто остановить это не может и пока видимо не собирается.

14. Мы обращались по поводу участников СВО, ответов до сих пор нет. В части газификации участника СВО, дом которого в ста метрах от черты города и который по этой причине не попал под программу газификации. Руководитель АО Красноярсккрайгаз Александр Коваль отказался рассматривать наше обращение. Участник СВО в районе края получает 1400 рублей пособия, так как не подтверждён доход в участии в СВО, ответа до сих пор нет.

Выводы и рекомендации Объединения потребителей России в Красноярском крае по организации защиты прав потребителей на территории региона:

1. Несмотря на большое число обращений со стороны Объединения потребителей России в части обеспечения качества продуктов питания поставляемых в бюджетные учреждения, в течение последних лет ситуация в регионе не изменилась. Это значит, что меры не предпринимались или были не эффективны, т.е. выполнялись формально. В тоже время министерства образования и здравоохранеия систематически игнорируют наши обращения в части организации совещаний и разработки мер, отправляя только ссылки на существующие нормативы. Считаем необходимым разработку дорожной карты обеспечения качества продуктов питания в бюджетных учреждениях, с привлечением общественности.

2. «Молочные кухни» были ликвидированы очень давно и вариант их восстановления больше похож на освоение бюджетных средств с нарушением интересов граждан. Требованиям конкурсной документации соответствовало только несколько предприятий на территории всей Российской Федерации, с какой целью это было сделано? Наличие ароматизаторов в молочных продуктах, получаемых с первым прикормом, может привести к тому, что ребёнок в дальнейшем откажется от натуральных молочных продуктов. Преимущество свежего молока перед сухим не требует даже аргументов. Необходимо отменить решение о поставке восьмимесячным детям молочных продуктов за счёт бюджета содержащих ароматизаторы и сухое молоко.

3. Предлагаем Вам выступить лично в рамках Координационного совета по защите прав потребителей при губернаторе Красноярского края с поручениями Роспотребнадзору и другим соответствующим ведомствам к приведению ситуации в законное русло и наведению порядка в торговых организациях региона. Необходимы решения, которые увеличат долю местных производителей в торговых организациях за пределами краевого центра. Региональная власть, Роспотребнадзор должны предпринять все меры, в том числе в части нарушения конкуренции, когда добросовестный производитель страдает от жуликов увеличивающих свои продажи за счёт введения в заблуждение покупателей, которые покупают молочный суррогат с наименованием «Деревенский», «Масса домашняя» и так далее.
Власти необходимо думать о гражданах, которые в силу своих психо-физиологических свойств, а также когнитивных возможностей, не в состоянии дать адекватную оценку наименованию «Деревенский», по отношению к таким гражданам, это грубая манипуляция и обман.

4. Организации, которые только фасуют сливочное масло и фактически его не производят, должны это указывать на упаковке, таковы требования технического регламента. Тем не менее, надзорные органы не придают этому значение. Более того, что за масло или спред расфасованы в этих упаковках, мы не знаем. Необходимо привести в соответствие упаковку сливочного масла такими предприятиями и следить с особой тщательностью, так как риск замены натурального продукта на суррогат очень велик. Так как при перефасовке происходит нагрев масла, велика вероятность его осеменения микроорганизмами, необходим тщательный контроль производства и соответствие сроков годности. Особенно это важно при поставках в детские бюджетные учреждения. Это всё должно быть учтено и в разрабатываемой дорожной карте (пункт 1).

5. Репутация региона, который не в состоянии организовать качественное питание в школах регионального центра не самая лучшая. Просим создать межведомственную комиссию по контролю организации торгов школьного питания в Красноярске. Сегодня это полностью закрытая от общественности процедура.
Министерство образования Красноярского края должно организовать взаимодействие с общественностью, проявить заинтересованность в обеспечении школьных столовых качественными продуктами доставляемыми с ближайшего предприятия, а не за тысячи километров.

6. Польза реализации программы «Школьное молоко» не подлежит дискуссии и решение о реализации программы не должны принимать чиновники министерства образования, тем более на том основании, что дети уносят молоко домой. Просим обратить на это особое внимание.

7. Борьба с несанкционированными свалками может быть одна, их необходимо убрать. Привлечение общественности к этой борьбе вопрос бесспорный, но пока, к сожалению, у нас это больше похоже на освоение средств на проведение мероприятий. Администрация Красноярского края должна гораздо больше уделять этому внимания, более того, через год мы вернёмся к этому вопросу и обсудим продвижение.

8. Министерство экологии Красноярского края получило приглашение к Общественным обсуждениям по вопросу размещения мусорного полигона на территории заказника «Красноярский», но пока проигнорировало их. Необходимо уходить от формальных отношений и идти на контакт с общественностью, организовывать круглые столы и совещания на эту тему. Пока это выглядит, как коррупционная схема и попытка провести ангажированное решение «под шумок». Предоставить, практически в черте города землю под свалку человеку с неоднозначной репутацией не соответствует интересам жителей.

9. Пока мы не знаем позицию губернатора на предмет реализации продуктов питания в торговых сетях не дружественных стран. Считаем, что публичное заявление позиции губернатора послужит шагом к поддержке наших производителей.

10. Министерство здравоохранения самое закрытое от общественности министерство, занимается только перепиской, комитет по здравоохранению в Законодательном Собрании возглавляет человек ни дня не проработавший в медицине, результатом всего этого является то состояние медицинских учреждений на территории региона, которое мы имеем. Необходимо в корне изменить ситуацию в здравоохранении Красноярского края, мы понимаем, что решить проблемы за месяц или два не удастся, но и дальше продолжать в том же духе, путь в никуда. Министр здравоохранения должен каждый месяц отвечать публично на вопросы общественности, и не «карманного» Общественного совета, а всех желающих, докладывать, что сделано.

11. В части организации взаимодействия с частными медицинскими организациями, необходимо либо изменить порядок маршрутизации и не направлять граждан на полугодовые очереди на операцию, либо увеличить квоту на проведение операций до требуемых объёмов. Сегодня частные медицинские организации имеют необходимые мощности, весь вопрос в выделяемых средствах. Для общественности это выглядит как коррупционная схема. Бюджетные деньги направлены на туризм, а не на проведение операций, туризм важнее?

12. Мы сталкиваемся с повсеместным сливом канализационных вод в реки региона, для решения данных вопросов предлагаем создать межведомственную комиссию с привлечением общественности.

13. Ситуация со сливом нефтепродуктов в Енисей вблизи моста Октябрьский требует незамедлительных решений. О проблеме говорят не первый год. Ответственные за несвоевременность организации мероприятий в администрации Красноярского края должны понести наказание и жители об этом должны знать.

14. Вопросы участников специальной военной операции и их семей должны быть на особом контроле и лица проявляющие безразличие и халатность должны понести ответственность, а вопросы все должны быть разрешены. (наши обращения исх 7/1 от 23.01.23, исх 6/55 от 26.10.22, исх 7/10 22.05.23)

Все вопросы, о которых мы говорим, освещались в соцсетях и на нашем канале в Яндекс Дзене (https://dzen.ru/bolbat), аудитория которого за последние три месяца, согласно статистике составила 254 тысячи человек.

До настоящего времени проблемы поднимаемые Объединением потребителей России игнорировались губернатором, он не присутствовал ни на одном заседании Координационного совета по защите прав потребителей при губернаторе Красноярского края. Основная доля изменений достигалась за счёт обращения в федеральные органы власти за пределами краевого центра. Мы надеемся на изменение ситуации, а также Ваше личное участие в решении проблем рядовых граждан.

Согласно 59 ФЗ просим предоставить ответы в электронном виде.

С уважением,
Болбат Игорь Анатольевич
Председатель РО ОО Объединение потребителей России в Красноярском крае
8-967-618-18-60 28 июня 2023 г.