Найти тему
Реферат

Основные нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг

Содержание

1. Основные нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг…….2

1.1.Понятия, виды, цели регулирования………………………………………2

1.2.Цели, объекты и субъекты государственного регулирования……………2

1.3.Методы государственного регулирования…………………………………5

1.4.Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг………………10

2.Опционные контракты……………………………………………………….12

2.1.Виды опционов………………………………………………………………14

2.2. Исполнение опциона………………………………………………………..15

2.3. Опционная торговля………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………19

1. Основные нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг

1.1.Понятие, виды и цели регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг - процесс регулирования деятельности всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка и регулирование всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Регулирование охватывает все виды деятельности и операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые и спекулятивные.

Регулирование рынка ценных бумаг разделяют на внутреннее и внешнее.

Внутреннее регулирование-подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.

Внешнее регулирование - подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. Выделяют три уровня внешнего регулирования рынка ценных бумаг:

-государственное регулирование фондового рынка;

-саморегулирование рынка;

-общественное регулирование, т.е. воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение определенных целей, а именно:

1.2.Цели, объекты и субъекты государственного регулирования

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранным государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Создаваемая государством система peгулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и преспективов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Ведь российское государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое экономическое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг. 

Основные цели государственного регулирования: анализируя цели государственного регулирования, надо учитывать, что в условиях формирующихся рынков (к каковым относится и российский) роль регулирующих органов объективно возрастает, поскольку процесс формирования рынка предполагает дополнительные задачи, которые не стоят у регулирующих органов в условиях уже сформировавшегося рынка.

Первая цель - обеспечение условий для формирования эффективного рынка, создания необходимой инфраструктуры и институтов рынка ценных бумаг, выработки определенных правил поведения участников рынка.

Вторая цель-развитие и формирование полноценного рынка государственных бумаг, способного быть ориентиром для финансовых рынков и решать проблемы ликвидности государственного бюджета в случае кассовых разрывов.

Третья цель - формирование необходимой законодательной базы по рынку ценных бумаг, обеспечивающей его функционирование. Сюда включаются как законодательное регулирование институтов рынка ценных бумаг, так и процессы выпуска и обращения ценных бумаг, выработка определенных требований к эмитентам по раскрытию информации о себе.

Четвертая цель-защита национального рынка от колебаний внешних мировых финансовых рынков, формирование отечественных институтов фондового рынка, способных аккумулировать средства отечественных инвесторов с последующим вложением их в российские бумаги.

Пятая цель - снижение спекулятивной направленности фондового рынка, формирование возможностей для превращения его в источник инвестиций для предприятий. Сюда же следует отнести и защиту интересов инвесторов, борьбу с суррогатами ценных бумаг и мошенничеством.

Шестая цель-предотвращение социальных взрывов и конфликтов путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и прав инвесторов.

В стратегическом плане указанные цели должны реализоваться через единый комплекс мер, осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределение инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической целью государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

1.3.Методы государственного регулирования

Существуют различные подходы классификации основных сегментов системы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Во-первых, по видам ценных бумаг государственное регулирование затрагивает различные сегменты рынка ценных бумаг- корпоративные, государственные, производные инструменты и их рынки (или же - по иной классификации-долевые, долговые и производные ценные бумаги и их рынки).

Во-вторых, по видам деятельности и типам операции на рынке ценных бумаг государственное регулирование регламентирует эмиссионную и инвестиционную деятельность всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность коммерческих банков, инвестиционных фондов, компаний и банков, страховых компаний, пенсионных фондов и др.

С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и само регулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

В мире известны разные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг, но для российского рынка ценных бумаг характерна американская модель-система контроля через специальную организацию. Особенно это проявляется на законодательном и организационном уровнях.

По способам воздействия на рынок ценных бумаг государственное регулирование в целом подразделяется на:

1) косвенное, или общеэкономическое, управление рынка ценных бумаг, которое осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К ним относятся:

система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

денежная политика (процентные ставки, минимальный размер зарплаты и т.д.);

государственные капиталы (государственный бюджет и т.д.);

государственная собственность и ресурсы (госпредприятия, природные ресурсы и земли);

2) прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг осуществляется путем:

установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

регистрации участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами;

лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

обеспечения гласности и информированности всех участников;

поддержания правопорядка на рынке.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит в компетенцию ФСФР России. Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммерческих банков, страховых компаний или пенсионных фондов) полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции других ведомств. Соответственно делегированная часть полномочий ФСФР другим государственным органам осуществляется путем выдачи им генеральных лицензий или посредством включения их в перечень регистрирующих органов. В функции этих регистрирующих и лицензирующих органов входит контроль за соблюдением законодательства в отношении лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков ценных бумаг.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка ценных бумаг органами государственного регулирования применяются более конкретные методы государственного регулирования, позволяющие учесть комплексный характер основных целей и функций рынка ценных бумаг, всю его сложность и противоречивость, и обеспечить при помощи различных методов процесс его становления и эффективного функционирования.

Первый метод- это метод функционального регулирования, предполагающий выработку единых правил, стандартов поведения всех участников рынка. Он является основополагающим, поскольку само существование рынка ценных бумаг предполагает наличие доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, к инфраструктурным институтам, налоговой и правовой среде, к эмитентам ценных бумаг, к государству и его регулирующим органам. При отсутствии доверия инвестор просто не отдаст свои деньги. Противоречивость этой функции государственного регулирования еще заключается и в том, что государство выступает не только как субъект регулирования, но и как объект. Оно выпускает собственные бумаги как прочие эмитенты и проводит определенную политику по обслуживанию собственных обязательств. В случае же отказа от исполнения обязательств государство подрывает доверие не только к себе как к эмитенту, но и к корпоративным эмитентам, к фондовому рынку как институту.

Второй метод условно можно определить как финансовое регулирование. Этот метод предполагает воздействие на макроэкономику путем манипулирования инструментами денежного рынка процентными ставками, валютным курсом, выпуском (выкупом) государственных ценных бумаг, мерами, стимулирующими приток иностранного капитала. Смысл этих манипуляций заключается в привлечении дополнительного капитала в инструменты с нефиксированной доходностью (каковыми являются акции компаний) или, наоборот, связывание капитала путем предложения более высокой доходности по инструментам с фиксированной доходностью (к каковым относятся государственные бумаги и корпоративные облигации первоклассных заемщиков).

Третий метод регулирования называют институциональным. Он предполагает выработку определенных требований (прежде всего финансовых) к институтам рынка ценных бумаг и постоянный мониторинг за соблюдением этих требований. Соответствие институтов рынка определенному размеру собственного капитала увеличивает доверие инвесторов к институтам и к самому рынку. Однако государственная политика в этом вопросе должна быть гибкой. Повышение капитализации участников рынка возможно только постепенно, учитывая степень развития самого рынка. В обратном случае (как и в ситуации с банками) возможен полный переход контроля над отечественным рынком ценных бумаг к иностранному капиталу.

Четвертый метод государственного регулирования предполагает методы технического регулирования. Он направлен на ограничение спекулятивных колебаний на рынке, на препятствование формированию монополий на рынке, мошенничеству, недопущению манипулирования ценами со стороны одного или группы участников. Методы технического регулирования направлены на формирование эффективного рынка, предполагающего равенство сил субъектов рынка и общедоступности рыночной информации, определяющей рыночную цену на тот или иной финансовый инструмент. Сюда же относится и регулирование получившего широкое распространение Интернетрейдинга и маржинальной торговли, которые кроме привлечения значительного числа новых клиентов приносят и новые системные риски.

С четвертым методом тесно связан пятый метод-метод антикризисного регулирования, т.е. необходимость формирования единой государственной политики в случае обострения ситуации на мировых финансовых рынках или в случае внутреннего кризиса. 

Отсутствие такой политики, несогласованность действий различных ведомств усугубляют кризисные явления. Необходим постоянный мониторинг со стороны регулирующих органов с целью предотвращения подобных явлений.

К шестому методу государственного регулирования можно отнести регулирование коллективных инвесторов. Специфика этого вида институциональных инвесторов заключается в привлечении большого числа мелких и средних инвесторов. Создание такого института решает проблему повышения устойчивости отечественного рынка и возможность массированного привлечения капитала российскими предприятиями. Однако регулирование коллективных инвесторов требует специфических методов, отличных от других, и предполагает комплексное решение правовых, межведомственных, налоговых проблем.

Седьмой метод-это метод саморегулирования, сами участники рынка заинтересованы в поддержании на рынке определенных правил, определенного кодекса поведения. Причем, будучи «внутри» рынка, участники представляют многие проблемы более ясно, нежели регулирующие органы. Поэтому в странах с развитым фондовым рынком институты, объединяющие участников рынка на самостоятельной и добровольной основе, берут на себя часть функций по регулированию рынка.

Восьмой метод регулирования - антимонопольное регулирование. Этот метод предполагает контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на всех этапах инвестиционного процесса от создания предприятия до совершения сделок с ценными бумагами. С другой стороны, антимонопольное регулирование должно быть направлено против формирования монопольных структур на финансовом рынке, включая рынок ценных бумаг. К этому методу регулирования логично отнести и меры, способствующие поощрению конкуренции между участниками отечественного рынка.

1.4.Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг

С методом функционального регулирования связан метод саморегулирования. Он предполагает, что в качестве регулирующих институтов могут выступать само регулируемые организации (СРО), объединяющие участников рынка. Основы деятельности, функции этих организаций определены в Законе «О рынке ценных бумаг» и ряде нормативных документов, принятых ФСФР. В России на настоящий момент действует несколько крупных само регулируемых организаций - Национальная ассоциация участников фондового рынка России (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, транс ферагентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная фондовая ассоциация (НФА) и.др.

Само регулируемая организация может быть организована как некоммерческая организация. Изменения в уставе СРО должны быть утверждены ФСФР. Если в течение 30 дней ФСФР не направляет СРО уведомление об отказе в регистрации изменений, они автоматически считаются принятыми. СРО может:

-вырабатывать стандарты поведения участников рынка, обязательные для членов СРО;

-проводить проверку деятельности членов СРО;

-проводить обучение участников рынка;

-создавать компенсационные фонды для компенсации потерь, понесенных инвесторами - физическими лицами от членов СРО;

-разбирать жалобы инвесторов на поведение членов СРО;

-разрабатывать стандарты внутреннего учета у профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Опыт развитых экономик со сформировавшимся фондовым рынком говорит о необходимости метода саморегулирования. То есть сами участники рынка лучше представляют себе реальные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневности. Они не менее регулирующих органов заинтересованы в существовании на рынке определенных правил поведения, поддержанных всем профессиональным сообществом. Кроме того, принадлежность того или иного профессионального участника к само регулируемой организации может быть своеобразной визитной карточкой, подчеркивающей возможности участника. 

От само регулируемых организаций к регулирующим органам могут поступать сигналы о необходимости совершенствования законодательства, улучшения системы мониторинга рынка, выработке стандартов поведения участников рынка и эмитентов и т. д. Главное, чтобы при этом присутствовала единая государственная линия в отношении само регулируемых организаций.

2.Опционные контракты

Опцион представляет собой контракт, дающий его владельцу право купить (опцион "колл") или продать (опцион "пут") определенное количество товаров или финансовых инструментов (ценных бумаг) по установленной цене (цене использования) в течение обусловленного времени в обмен на уплату некоторой суммы (премии). Опцион - это разновидность срочной сделки, не требующей обязательного исполнения.

Данное определение целесообразно дополнить формулировкой российского законодательства. Согласно письму Государственного комитета Российской 

Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора исполнить контракт или отказаться от его исполнения. 

В сделке участвуют два лица: одно покупает опцион, т.е. приобретает право выбора; 

другое продает, или выписывает, опцион, т.е. предоставляет право выбора. 

За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу определенное вознаграждение, называемое премией. Продавец опциона обязан исполнить свои контрактные обязательства, если покупатель (держатель) опциона решает его исполнить. Покупатель имеет право исполнить опцион, т.е. купить или продать базисный актив, только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Она называется ценой исполнения.

Цена опциона определяется с учетом таких факторов, как уровень цены рыночного инструмента, являющегося базисным активом опциона, ее устойчивость, а также срок реализации опциона.

Если инвестор уверен в своих прогнозах относительно будущего развития событий на рынке, он может заключить фьючерсный контракт. Однако при ошибочных прогнозах или случайных отклонениях в развитии конъюнктуры инвестор может понести большие потери. Чтобы ограничить свой финансовый риск, вкладчик может обратиться к опционным контрактам: они позволяют инвестору ограничить свой риск только определенной суммой, которую он теряет при неблагоприятном исходе событий; напротив, его выигрыш потенциально может быть любым.

Опционные контракты представляют собой производные инструменты, в основе которых лежат различные активы. По сравнению с фьючерсными контрактами диапазон базисных активов опционов шире, так как в основе опционного контракта может лежать и фьючерсный контракт. Опционные контракты используются как для извлечения спекулятивной прибыли, так и для хеджирования.

Опционные контракты заключаются как на биржевом, так и внебиржевом рынках. До 1973 г. в мировой практике существовала только внебиржевая торговля опционами. В 1973 г. образована первая опционная биржа - Чикагская Биржа Опционов.

Внебиржевые контракты заключаются с помощью брокеров или дилеров и не являются стандартными.

Биржевая торговля опционами организована по типу фьючерсной. Ее отличительная особенность - стороны не находятся в одинаковом положении с точки зрения контрактных обязательств. Поэтому покупатель опциона при открытии позиции уплачивает только премию; продавец опциона обязан внести начальную маржу. При изменении текущего курса базисного актива размер маржи может меняться, чтобы обеспечить гарантии исполнения опциона со стороны продавца. При исполнении опциона расчетная палата выбирает лицо с противоположной позицией и предписывает ему осуществить действия в соответствии с контрактом.

Биржевые опционы являются стандартными контрактами. Помимо прочих условий биржа также устанавливает и цену исполнения опционов. В процессе торговли согласовывается только величина премии опциона.

На один и тот же базисный актив биржа может одновременно предлагать несколько опционных контрактов, которые отличаются друг от друга как ценой исполнения, так и сроками истечения. Все опционы одного вида, на один базисный актив называют опционным классом. Опционы одного класса с одинаковой ценой исполнения и датой истечения контракта образуют опционную серию.

С точки зрения сроков исполнения опционы подразделяются на два типа: американский и европейский. Американский опцион может быть исполнен в любой день до истечения срока действия контракта; европейский - только в день истечения срока контракта.

2.1.Виды опционов

Опцион колл предоставляет покупателю право купить в установленные сроки базисный актив у продавца опциона по цене исполнения или отказаться от этой покупки. Инвестор приобретает опцион колл, если ожидает повышения курсовой стоимости базисного актива.

Следовательно, опцион колл дает право держателю опциона купить или отказаться от покупки базисного актива. Чтобы лучше понять суть опционной сделки, следует помнить, что она состоит из двух этапов:

- на первом этапе покупатель опциона приобретает право исполнить или не исполнить контракт;

- на втором - он реализует (или не реализует) данное право.

Опцион с расчетом наличными на условиях "спот" дает его владельцу право получить платеж в виде разницы между ценой базисного актива на рынке реального товара на момент исполнения обязательств по опциону и ценой исполнения опциона. Причем опцион колл (опцион на покупку) с расчетом наличными дает право его владельцу получить разницу между стоимостью базисного актива и ценой исполнения опциона, когда стоимость актива при поставке на рынке реального товара выше цены исполнения опциона.

Опцион пут предоставляет покупателю опциона право продать в установленные сроки базисный актив по цене исполнения продавцу опциона или отказаться от его продажи. Инвестор приобретает опцион пут, если ожидает падения курсовой стоимости базисного актива.

Выписывая опцион, продавец открывает по данной сделке короткую, а покупатель - длинную позицию. 

Соответственно, понятия "короткий колл" или "короткий пут" означают продажу опциона колл или пут, а "длинный колл" или "длинный пут" - их покупку.

2.2. Исполнение опциона

Большинство опционов имеет стандартные условия по видам базисного актива, сроку действия и цене исполнения. Это относится к опционам как колл, так и пут, с физической поставкой базисного актива или с расчетом наличными, с условиями автоматического исполнения или с иными правилами регулирования расчетов.

Опционы с одинаковыми условиями называются идентичными, они образуют опционные серии. Стандартизация условий обращения делает опционы более доступным финансовым инструментом для вторичного рынка. Продавая и покупая опцион одной серии, инвестор может закрыть свою позицию по такому опциону в любое время функционирования вторичного опционного рынка, на котором торгуется эта серия опционов.

В некоторых случаях опционы одной серии могут торговаться на нескольких опционных рынках одновременно, тогда они называются множественно обращающимися опционами. Опционы США, торгуемые на рынках других государств, называют интернационально обращающимися опционами. И те и другие могут быть куплены или проданы обычным путем; позиции по ним могут быть ликвидированы компенсирующими сделками закрытия на любом из опционных рынков, где они обращаются. Что касается премии за идентичные множественно и интернационально обращающиеся опционы одной и той же серии, то она может быть разной в одно и то же время на различных рынках из-за воздействия на торговлю рыночных факторов.

Биржа может прекратить регистрацию новых опционов на какой-либо базисный актив, а при определенных обстоятельствах - установить ограничения на сделки, открывающие новые позиции по ранее обращавшейся на бирже серии опционных контрактов.

Такая ситуация возможна, если на опционном рынке:

-прекращается спрос на базисный актив опциона;

-условия обращения опциона приходят в противоречие с требованиями национального законодательства;

-биржа приняла решение о прекращении торговли конкретной серией опционов.

Тем не менее обращение подобной опционной серии должно быть продолжено по крайней мере на одной торговой площадке, торгующей подобными опционами, до последнего дня их использования.

2.3. Опционная торговля

На рынках срочных контрактов опционы торгуются как в течение рабочего дня, например на американских фондовых биржах, так и в течение короткого периода времени по его окончании. Однако такой порядок соблюдается не всегда. При торговле опционами на иностранную валюту торговые сессии могут проводиться вечером и ночью. Более того, при возникновении необычных ситуаций на рынке торговля опционами может быть продлена на более длительное время. Торговля опционами с заканчивающимся сроком исполнения может закрываться раньше торговли другими опционами. Продолжительность отведенного для торговли опционами времени может периодически меняться.

Торговля лежащим в основе опционов базисным активом не обязательно осуществляется в рамках нормальной биржевой сессии. Например, опционы на валюту или долговые бумаги торгуются на международных рынках фактически круглосуточно, а лежащие в основе опционов акции могут торговаться на рынках других стран, когда, допустим, рынки США закрыты, а на некоторых из них - в течение какого-то времени после закрытия нормального торгового дня.

Для подтверждения факта приобретения опциона или владения им не применяют сертификаты или иные документы. Выступая на рынке в качестве покупателей или продавцов опционов, инвесторы полагаются на подтверждения и заявления, получаемые от своих брокерских фирм. Гарантией исполнения обязательств по опционам служат правила, принятые на опционном рынке. Продавцы опционов должны выполнять свои обязательства согласно системе принятых правил. Поскольку в каждую опционную сделку вовлекаются как покупатель, так и продавец, то в целом права покупателя опциона, основанные на правилах торговли срочными контрактами, не вступают в противоречие с обязанностями опционного продавца, определяемыми той же системой правил.

Чтобы реализовать опцион, его владелец должен дать соответствующее поручение своей брокерской фирме до момента прекращения ей операций по исполнению опционов. Каждый покупатель должен учитывать этот порядок и знать правила и сроки проведения операций брокерской фирмой по каждому виду опциона, который он может приобрести.

В отношении большинства видов опционов покупатель должен проверять, приняты ли меры по их исполнению. Однако для процентных и определенных опционов с расчетом наличными исполнение обеспечивается автоматически в особом режиме.

Обычно правилами опционных рынков ограничивается общее количество опционов пут и колл с одинаковыми инструментами в качестве базисного актива. Это делается для того, чтобы индивидуальные инвесторы или группы инвесторов имели возможность выполнить свои обязательства по опционам.

Операции с опционами рискованны, поэтому важным элементом рынка является организация, регулирующая его функционирование и выполнение участниками рынка обязательств друг перед другом. 

Список использованной литературы

1. Митин Б.М. уч."Ценные бумаги: налоги, учет, правовое регулирование" М.: Современная экономика и право, 2005г.

2. Алексеев М.Ю. уч. "Рынок ценных бумаг" М.: Финансы и статистика, 2005г.

3. Андреев В.К. уч. "Рынок ценных бумаг. Право регулирование." М.: Юридическая литература, 2006г.

4. Батаева Т.А., Столяров И.И. "Рынок ценных бумаг" уч. пос. М.: ИНФВА-М, 2007г.

5. Публикация журналов " Коммерсант" 2006г., "РЦБ" 2007г., "Вопросы экономики" 2-е изд. февраль 2008г.

6. Майкл С. Томсетт Торговля опционами Getting Started in Options. М.: «Альпина», 2007. 

7.Лоренс Дж. Мак Миллан об опционах McMillan on Options. М.: ИК«Аналитика», 2009.

8.Джон К. Халл Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты = Options, Futures and Other Derivatives. М.: «Вильямс», 2007.