Лето на европейском газовом рынке началось весело и задорно — вместе со столбиком термометра взлетели и цены на газ, продемонстрировав эффект «бутылочного горлышка» во всей своей красе:
За десять июньских дней цены на голубое топливо в ЕС подскочили вдвое, при этом всего за один день торгов был зафиксирован скачок на 30%. Однако через день они упали так же резко, как и выросли, потеряв свыше 20%, - сообщает OilPrice.
Очень странно, почему эксперты такого уважаемого издания не раскрывают всех подробностей этого «скачка цен» - 15 июня в Европе было не только очень жарко, но и безветренно. Это сразу же сказалось на ветрогенерации — в тот день ее объем упал до минимальных за последние полгода значений, и европейцам пришлось спешно переключаться на газ и уголь. А раз спрос на ископаемое топливо резко вырос, то пошли вверх и цены на него — так работает рынок, и никакие директивы Брюсселя не могут этого изменить.
Даже непробиваемые европейские чиновники понимают, что вмешиваться в работу рыночных механизмов крайне опасно — хотя в прошлом году они и ввели потолок цен на газ, установлен он был на таком уровне, чтобы это не отпугнуло трейдеров и поставщиков. Так что теперь европейцы наслаждаются своей свободой и независимостью — вместо ненавистных им долгосрочных контрактов они выбрали спотовый рынок, где цены на газ скачут на десятки процентов в день.
А еще на этом рынке существует такое понятие, как дефицит — Европа с этим явлением не сталкивалась уже очень давно, но в будущем у нее еще будет возможность с ним познакомиться:
Норвегию ждет ряд длительных перебоев из-за технического обслуживания своих платформ, а Нидерланды подтвердили, что закрывают свое крупнейшее газовое месторождение. Оба этих события посеяли сомнения в безопасности будущих поставок.
«Сообщения о закрытии Гронингена дополняют недавнюю вереницу негативных новостей. Колебания цен говорят о том, что неопределенность насчет газовых перспектив Европы сохраняется, игроки по-прежнему на взводе», - констатирует аналитик ICIS Том Марцек-Мансер.
Помимо этого, норвежцы отказались от строительства нового газопровода в Европу — видимо, они учли печальный опыт «Северных потоков» и понимают, что европейский газовый рынок теперь принадлежит американцам. Только вот и США почему-то не спешат наращивать объемы своих поставок — у них то экспортный терминал загорится, то сжижающая установка взорвется, то плановое обслуживание затянется на полгода. И этому есть очень простое объяснение — американцам не нужен дефицит газа на внутреннем рынке, вот они и ограничивают его экспорт в Европу.
Такие ограничения позволяют решить еще одну задачу — они держат европейскую промышленность на голодном пайке, что резко снижает ее конкурентоспособность. С такими колебаниями цен на электроэнергию любое долгосрочное планирование становится просто бессмысленным — бизнесу нужна определенность и предсказуемость, но этим Европа сейчас похвастаться точно не может.
Европейские производители прекрасно понимают, что в такой ситуации лучше перенести свои мощности поближе к дешевым источникам энергии, чем вкладываться в ненадежные солнечные панели и ветряки. Так что немецкие политики могут сколько угодно призывать к «озеленению экономики», но крупный бизнес этими сказочками не проведешь — так в прошлом году отток прямых инвестиций из Германии стал рекордным и превысил 130 миллиардов долларов.
Вообще, отказ от российского газа обернулся для «зеленого перехода» крайне неожиданными последствиями — Европе пришлось перейти на грязные угольные ТЭЦ и подкорректировать свои планы по электромобилям. Дело в том, что из-за роста цен на энергию заряжать последние стало довольно накладно — многие европейцы сейчас вынуждены экономить, а «зеленый» автомобиль стал слишком дорогим удовольствием.
И вряд ли в ближайшее время ситуация станет лучше — впереди жаркое лето и подготовка к отопительному сезону. Да и транзит газа через Украину в любой момент может прекратиться — и если это произойдет, то «бутылочное горлышко» станет еще уже.