Родственники погибших получили 300 рублей по страховке и 120 руб. на надгробный памятник. Им не выдали тела и не пригласили на судебное заседание, где определялись виновники трагедии. А остальные советские люди вообще пребывали в полном неведении…
В понедельник 28 июня 1982 года произошла авиакатастрофа, одна из крупнейших в отечественной истории. Пассажирский лайнер со 132 пассажирами и членами экипажа на борту потерпел крушение в небе над Гомельской областью Белорусской ССР.
Регулярный рейс «Аэрофлота» по маршруту Ленинград – Киев. Новейший авиалайнер Як-42 забит под завязку. Самолет летал только по двум маршрутам – в столицу Украинской ССР и в Хельсинки.
Из аэропорта Пулково вылетели 124 пассажира (в том числе 11 детей) и 8 членов экипажа. Как потом выяснится, большинство пассажиров - командировочные, военные и члены их семей, направлявшихся в отпуска, а также научные работники. Делегация ленинградских геофизиков направлялась на конференцию в Киев, а из Ленинграда возвращались с защиты диссертаций молодые украинские ученые.
В списках погибших целые семьи. Например, семья Карандашовых – мать, отец, 8-летняя дочь и дедушка.
В 10:48 командир воздушного судна связался с диспетчерской службой киевского аэропорта Борисполь, после чего самолет начал снижение в режиме автопилота. А через три минуты лайнер начал падать вниз. На высоте 5700 метров самолет буквально разорвало на несколько частей. Обломки потом будут находить близ белорусско-украинской границы на территории 23 кв. км.
Это была первая катастрофа самолетов Як-42, которые начали поступать на замену устаревшим Ту-134 в конце 1980 года. На место падения прибыл лично генеральный конструктор Московского машиностроительного завода «Скорость» (сегодня - ОКБ имени Яковлева) – дважды Герой Соцтруда А. С. Яковлев.
По количеству жертв, авиакатастрофа в небе Белорусской ССР шестая в истории СССР, крупнейшая в истории Белоруссии и крупнейшая в истории всех моделей самолетов марки «Як».
Учитывая обстоятельства катастрофы (а самолеты в небе просто так не разваливаются), КГБ Белорусской ССР отрабатывал версию диверсии на борту, возможно по криминальным мотивам. В багажном отделении самолета перевозились 6 слитков платины и 2 старинные картины, направлявшиеся в Киев на реставрацию.
Драгоценный груз нашли среди обломков, а вот большую часть людей, точнее то, что от них осталась, опознать было невозможно. Власти кремировали все собранные останки, даже немногие относительно целые тела. Некоторых пассажиров нашли пристегнутых к оторванным креслам без каких-либо внешних повреждений.
Родственникам выдали урны с частичками общего праха.
Близкие погибших пассажиров получили от Госстраха 300 руб. (на эту сумму была застрахована их жизнь в момент покупки авиабилета), компенсацию стоимости потерянного багажа, и компенсацию на покупку надгробного памятника. По чеку можно было вернуть любую сумм за памятник, но не дороже 120 руб. Также компенсировались расходы на погребение и стоимость билета на роковой рейс Ленинград-Киев.
И при этом родственников обязали подписать письменный отказ от гражданского иска по итогам катастрофы. Таким образом, государство не выплатило ничего сверх того, что было и так предусмотрено. Хотя, как покажет расследование, виновниками катастрофы окажутся должностные лица секретного государственного завода.
Как обычно, Центральное телевидение СССР и газета «Правда» о страшном событии даже не упомянули. Только две заметки в киевской и ленинградской газетах, без уточнения количества жертв. При этом сообщения опубликовали через 2 дня после катастрофы, а родственникам вообще сообщили только на четвертые сутки. Все это время родные и близкие обрывали телефоны аэропортов, где также никто ничего не знал или не имел права говорить.
Промолчали советские журналисты и про случаи мародерства. Очевидцы вспоминали, как с неба вместе с телами, падали чемоданы, сумочки и сорванная потоками воздуха одежда несчастных пассажиров. Деревенские жители тогда впервые в жизни увидели одноразовые стаканчики, которые использовались на международных рейсах «Аэрофлота».
Но почему новый самолет с опытным экипажем так и не долетел до пункта назначения?
До сих пор можно встретить конспирологическую версию, что советский пассажирский лайнер по ошибке сбили советские военные. В украинском городе Припять (90 км от места падения обломков), до аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, находился сверхсекретный военный объект «Чернобыль-2». Однако вопреки слухам, это была не база ПВО, а станция слежения за ранними запусками баллистических ракет вероятного противника. Никаких следов поражения извне на обломках авиалайнера не обнаружено.
Причина падения лайнера оказалась пугающе банальной. Три инженера Завода «Скорость» проглядели ошибку в проектировании одного из узлов лайнера и запустили в производство дефектное изделие.
Виновники катастрофы, получили по статье «Халатность» по 2 года лишения свободы с отсрочкой приговора на 1 год. Т.е. фактически условный срок. Также с них взыскали от 3 до 5 тыс. рублей в доход государства. Общие убытки от авиакатастрофы «Аэрофлот» оценил в 3 301 757 руб.
Друзья! «CLIO: СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» - канал, посвященный малоизвестным событиям отечественной и мировой истории. Здесь будет много интересных публикаций. Так что ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые материалы!
Кстати суд почему-то проходил в городе Химки Московской области. И хотя заседание было открытым, никто из родственников погибших не присутствовал. Их просто не известили. По сути, государство отнеслось к живым и мертвым людям просто по-скотски.
Все Як-42 выведут из эксплуатации на полтора года, поменяют бракованные узлы и детали, и снова выпустят на воздушные трассы Родины. Очередное подтверждение русской парадигмы «Пока гром не грянет».