Найти тему

Государство отнеслось по-скотски к мертвым и живым: советский пассажирский самолет разрушился прямо в воздухе

Родственники погибших получили 300 рублей по страховке и 120 руб. на надгробный памятник. Им не выдали тела и не пригласили на судебное заседание, где определялись виновники трагедии. А остальные советские люди вообще пребывали в полном неведении…

В понедельник 28 июня 1982 года произошла авиакатастрофа, одна из крупнейших в отечественной истории. Пассажирский лайнер со 132 пассажирами и членами экипажа на борту потерпел крушение в небе над Гомельской областью Белорусской ССР.

Аналогичный самолет, Фото 1981 года. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aeroflot_Yakovlev_Yak-42_Volpati.jpg
Аналогичный самолет, Фото 1981 года. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aeroflot_Yakovlev_Yak-42_Volpati.jpg

Регулярный рейс «Аэрофлота» по маршруту Ленинград – Киев. Новейший авиалайнер Як-42 забит под завязку. Самолет летал только по двум маршрутам – в столицу Украинской ССР и в Хельсинки.

Из аэропорта Пулково вылетели 124 пассажира (в том числе 11 детей) и 8 членов экипажа. Как потом выяснится, большинство пассажиров - командировочные, военные и члены их семей, направлявшихся в отпуска, а также научные работники. Делегация ленинградских геофизиков направлялась на конференцию в Киев, а из Ленинграда возвращались с защиты диссертаций молодые украинские ученые.

В списках погибших целые семьи. Например, семья Карандашовых – мать, отец, 8-летняя дочь и дедушка.

В 10:48 командир воздушного судна связался с диспетчерской службой киевского аэропорта Борисполь, после чего самолет начал снижение в режиме автопилота. А через три минуты лайнер начал падать вниз. На высоте 5700 метров самолет буквально разорвало на несколько частей. Обломки потом будут находить близ белорусско-украинской границы на территории 23 кв. км.

ОБщая могила членов экипажа Як-42 на кладбище в Санкт-Петербурге. Фото из открытых источников
ОБщая могила членов экипажа Як-42 на кладбище в Санкт-Петербурге. Фото из открытых источников

Это была первая катастрофа самолетов Як-42, которые начали поступать на замену устаревшим Ту-134 в конце 1980 года. На место падения прибыл лично генеральный конструктор Московского машиностроительного завода «Скорость» (сегодня - ОКБ имени Яковлева) – дважды Герой Соцтруда А. С. Яковлев.

По количеству жертв, авиакатастрофа в небе Белорусской ССР шестая в истории СССР, крупнейшая в истории Белоруссии и крупнейшая в истории всех моделей самолетов марки «Як».

Учитывая обстоятельства катастрофы (а самолеты в небе просто так не разваливаются), КГБ Белорусской ССР отрабатывал версию диверсии на борту, возможно по криминальным мотивам. В багажном отделении самолета перевозились 6 слитков платины и 2 старинные картины, направлявшиеся в Киев на реставрацию.

Драгоценный груз нашли среди обломков, а вот большую часть людей, точнее то, что от них осталась, опознать было невозможно. Власти кремировали все собранные останки, даже немногие относительно целые тела. Некоторых пассажиров нашли пристегнутых к оторванным креслам без каких-либо внешних повреждений.

Родственникам выдали урны с частичками общего праха.

Некоторые из пассажиров рейса
Некоторые из пассажиров рейса

Близкие погибших пассажиров получили от Госстраха 300 руб. (на эту сумму была застрахована их жизнь в момент покупки авиабилета), компенсацию стоимости потерянного багажа, и компенсацию на покупку надгробного памятника. По чеку можно было вернуть любую сумм за памятник, но не дороже 120 руб. Также компенсировались расходы на погребение и стоимость билета на роковой рейс Ленинград-Киев.

И при этом родственников обязали подписать письменный отказ от гражданского иска по итогам катастрофы. Таким образом, государство не выплатило ничего сверх того, что было и так предусмотрено. Хотя, как покажет расследование, виновниками катастрофы окажутся должностные лица секретного государственного завода.

Как обычно, Центральное телевидение СССР и газета «Правда» о страшном событии даже не упомянули. Только две заметки в киевской и ленинградской газетах, без уточнения количества жертв. При этом сообщения опубликовали через 2 дня после катастрофы, а родственникам вообще сообщили только на четвертые сутки. Все это время родные и близкие обрывали телефоны аэропортов, где также никто ничего не знал или не имел права говорить.

Газета «Ленинградская правда» от 30.06.1982
Газета «Ленинградская правда» от 30.06.1982

Промолчали советские журналисты и про случаи мародерства. Очевидцы вспоминали, как с неба вместе с телами, падали чемоданы, сумочки и сорванная потоками воздуха одежда несчастных пассажиров. Деревенские жители тогда впервые в жизни увидели одноразовые стаканчики, которые использовались на международных рейсах «Аэрофлота».

Но почему новый самолет с опытным экипажем так и не долетел до пункта назначения?

До сих пор можно встретить конспирологическую версию, что советский пассажирский лайнер по ошибке сбили советские военные. В украинском городе Припять (90 км от места падения обломков), до аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, находился сверхсекретный военный объект «Чернобыль-2». Однако вопреки слухам, это была не база ПВО, а станция слежения за ранними запусками баллистических ракет вероятного противника. Никаких следов поражения извне на обломках авиалайнера не обнаружено.

Тот самый самолет незадолго дл катастрофы. Общественное достояние
Тот самый самолет незадолго дл катастрофы. Общественное достояние

Причина падения лайнера оказалась пугающе банальной. Три инженера Завода «Скорость» проглядели ошибку в проектировании одного из узлов лайнера и запустили в производство дефектное изделие.

Виновники катастрофы, получили по статье «Халатность» по 2 года лишения свободы с отсрочкой приговора на 1 год. Т.е. фактически условный срок. Также с них взыскали от 3 до 5 тыс. рублей в доход государства. Общие убытки от авиакатастрофы «Аэрофлот» оценил в 3 301 757 руб.

Друзья! «CLIO: СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» - канал, посвященный малоизвестным событиям отечественной и мировой истории. Здесь будет много интересных публикаций. Так что ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые материалы!

Кстати суд почему-то проходил в городе Химки Московской области. И хотя заседание было открытым, никто из родственников погибших не присутствовал. Их просто не известили. По сути, государство отнеслось к живым и мертвым людям просто по-скотски.

Памятник в Белоруссии, на месте падения обломков Як-42. Фото из открытых источников
Памятник в Белоруссии, на месте падения обломков Як-42. Фото из открытых источников

Все Як-42 выведут из эксплуатации на полтора года, поменяют бракованные узлы и детали, и снова выпустят на воздушные трассы Родины. Очередное подтверждение русской парадигмы «Пока гром не грянет».