В сфере аудио такой вопрос возникает постоянно и всегда найдутся те кто до потери пульса доказывает свою точку зрения. В этом тексте я не буду никого переубеждать а лишь выскажу мнение на примере двух моделей похожих акустических систем.
Представим себя в роли разработчика который в силу современных тенденций должен с некой периодичностью выпускать новые модели и впечатлять потенциального покупателя. Дизайн полюбился и стал визитной карточкой, поэтому принципиальных изменений во внешности следует избегать. В портативной и малогабаритной акустике слабым звеном как правило является низкочастотная область, поэтому логично сделать бас еще громче и сочнее. Как этого добиться без кардинальной переделки и увеличения размеров корпуса? Конечно же увеличить площадь и амплитуду НЧ динамика, но тут появляются первые подводные камни.
Труба в колбе это ни что иное как фазоинвертор призванный увеличить отдачу динамика и продлить рабочий диапазон на низких частотах. Настройка резонанса этой трубы зависит от ее сечения, длины и объема корпуса в котором она работает. Проще говоря если бы хотим в том же корпусе сделать бас глубже, надо или удлинять трубу, или делать её меньшего сечения. Казалось все просто, но длину увеличить мы не можем в силу геометрии и дизайна, а уменьшения сечения приведет к увеличению призвуков и пыхтения на высокой громкости. Это уже происходит при нынешних размерах несмотря на плавные раскрывы с двух сторон. Пример
- сразу хочу встать на защиту трубы и скажу что данный эффект проявляется в основном там где присутствует мощная басовая нота без других звуков. В большинстве треков эти посвистывания успешно маскируются остальными звуками и не вызывают явного негодования
В силу вышесказанного становится понятно что нужно искать другое решение и тут на помощь приходит классический закрытый ящик. Применяя такую конструкцию мы решаем сразу несколько проблем. Во первых полностью устраняем посвистывания и пыхтения трубы, во вторых закрытая колба теперь не собирает мусор и пыль внутри. Если у вас есть маленькие дети, рано или поздно внутри появятся кусочки лего, различные ягоды и прочее ассорти. Достать их без разборки ой как не просто :)
Такое элегантное решение стало возможно лишь с появлением компактных микросхем с применением частотной коррекции а также эффективных малогабаритных блоков питания. Динамик сабвуфера как самый прожорливый может потреблять до 100 Вт в пике. Конечно провести замеры лично не могу, но допускаю что эта цифра ушла недалеко от истины.
Чтобы низкочастотный динамик мог эффективно работать в подобных компактных условиях он должен быть с низким резонансом а также малым эквивалентным объемом. Следствием такого сочетания будет жесткая и тяжелая подвижная система с малой чувствительностью, соответственно для ее раскачки потребуется изрядное количество подводимой мощности. Есть и второй вариант - взять динамик с легкой и мягкой подвижной системой, в этом случае мы получим ситуацию в которой он без посторонней помощи не сможет забираться глубоко в низкие частоты из-за возросшей резонансной частоты. Для компенсации придется также вливать больше мощности что опять же потребует мощный усилитель и блок питания. В завершении покажу структурную схему Aura Studio 3: