Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,9
- IMDb - 7,5
Жанр: боевик, триллер, военный, история, драма
Трудоголик Гай Ричи всё снимает и снимает. Второй год подряд выходят ленты, хотя «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» добралась до российских кинотеатров только в этом году, получилось, что для российских зрителей два Ричи в один год – хороший подарок. Режиссёр сам признался, что любит наших зрителей, тем более одним из продюсеров «Переводчика» был российский инвестор.
Ричи за что только не брался, но, как мы знаем, классический английский боевик – самое то. Количество – не значит качество, и после простого шпионского проекта англичанин выдаёт военную драму на реальных событиях. Лента, конечно, имеет неточности, но смотрится остро и динамично. Афганистан в 2018 году поразил столкновением талибов и солдат США. Понятно, что на реальных событиях, но фильм этим и вызывает недоразумения. Тем более, военный то фильм в 2023 году – когда люди воочию насмотрелись подобного – воспринимается как показуха, но работа Ричи с его приёмами съёмки, саундтреком и динамикой делает эту историю интересной.
Сержант в исполнении Джейка Джилленхола с отрядом солдат рыщут по Афганистану в поисках производства оружия. Фильм с британским шармом пестрит шутками, шаблонами, командной работой. Но у нас зона военных действий, и если Фёдор Бондарчук ещё в 2005 году показал на примере «9 роты» кампанию 1988-1989 гг., то для «кокни» это была другая история, другая война, другое десятилетие, поэтому и всякие прядки с талибами выглядели глазами американцев как нечто непредвиденное.
Ключевым и главным героем выступает переводчик Ахмед в исполнении Дара Салима. Вот, где показана основная драма местного переводчика, который пытается спасти свою семью. Драма показывает власть Талибана по всей территории Афганистана – и не все местные жители признают эту власть, поэтому и стараются помогать иностранным солдатам, лишь бы спастись. Картина погружает в политические игры, в интригу и манипуляцию «армии спасения», которая может спасти переводчика и обеспечить возможность покинуть опасную страну.
Фильм выдаёт несколько эпизодов привыкания к солдатам Джилленхола, показывает, кто может быть предателем, а кто спасителем. Никто не застрахован в этой войне, поэтому нужно знать, кому готов доверить свою жизнь. Пока не наступают роковые события, перевернувшие жизнь и сержанта Кинли, и переводчика Ахмеда. В боевых моментах слишком сильно провисает тактика, стратегия. Солдаты не проверяют очевидные засады, лезут на рожон, отчего сюжет демонстрирует нам взаимодействия Ахмеда и Джона Кинли.
Эпизоды спасения, переживания, долга и чести соприкасаются с взаимовыгодными условиями, и тут нельзя сразу понять – это человечность или услуга, рассчитывающая на ответные действия. Но выживание выглядит жестко, опасно, а укрытие от талибов взывает постоянную дрожь от переживаний. Картина вселяет мужицкий дух, показывает, как человек превозмогает себя, как тратит все силы на спасение. Монтаж Ричи и отсутствие шумов в рискованных эпизодах – это «вишенка» данной картины. Но что будет потом? Обычно сюжеты подводили все трудности и испытания под какую-то кульминацию, happy end, чтобы поставить точку, но только не тут.
Режиссёр показывает, как правительство США беспокоиться о своих бойцах. Высмеивание системы защиты, системы, которой, по сути, плевать на переводчиков. Бои продолжаются, прекрасно позволяя Джилленхолу отыгрывать эмоции: гнев, отчаяние, шантаж. Поразительно Гаю Ричи удалось отобразить чувство вины, когда человек начинает заниматься самобичеванием. Картина, опять же, не лишена минусов. Очень много возможностей упущено, много способов не использовано, но мы видим действия по спасению. По выплате долга. Долга, ценою в жизнь.
Приятно удивил присутствием Энтони Старр, демонстрирующий непробиваемую систему бюрократии и волокиты, но в целом реабилитирующий себя в кульминации. Джонни Ли Миллер также скрасил просмотр. Мы видим, что готов сделать человек, ведомый чувством долга. Сцены боёв, сцены спасения, перестрелок вызывают напряжение, но они служат катализатором эмоций. Поразительная сцена встречи, которая пробивает на чувства. Что можно сделать для переводчика, чтобы покрыть столь большой долг? Выплатить той же монетой!
История с Ахмедом вызывает диссонанс, а исторические справки в титрах показывают, к чему привело это дело. Жестоко, мрачно. Что же, Гай Ричи на этот раз удивил новой интерпретацией. Поиграл с военным жанром и выдал отличное кино. Ошибки, ляпы, отсутствие тактики, выливающиеся в драму? Выживание и взаимность перекрывают все неточности, потому за судьбами героев хочется следить, «по-человечески» осознавая степень риска. В оригинале лента называется «Обязательство», и это название полностью передаёт эмоции героя.
Гай Ричи попробовал себя в новом жанре, получилось довольно неплохо.