Я выросла в 90-е, во времена, когда слово «компьютер», «тамагочи» и «приставка» вызывали паническую атаку у большинства родителей. (Спойлер: сейчас тоже мало что изменилось… разве что тамагочи сменились планшетами). Нам вдалбливали, что игры - это зло, что пиксельные человечки сделают из нас дебилов, а в Японии, например, вообще дети убивают родителей из-за того, что у них (детей) сдох монстрик.
На связи Сиана, в миру Ася Плотникова, дипломированный педагог-психолог и ментор учителей. Я помогаю педагогам стать сильными, высокооплачиваемыми и востребованными специалистами; на Дзене я пишу о педагогике, психологии, рассказываю истории из собственного опыта. Всегда рада конструктивному диалогу в комментариях, лайкам и подпискам!
А что на самом деле? Через время выяснилось, что дебилами нас делают совсем не игры, а воспитание и система. И если у условного васи беды с башкой, так он и без игр найдет себе приключения.
Я играла (и играю) в компьютерные игры с детства. Герои меча и магии, Варкрафт, Дьябло - нужно же было с чего-то начинать! Сейчас это Ведьмак, Ассасины, Хитмэн и прочее, мой аккаунт в Steam растет как на дрожжах. И самое главное - игры не сделали меня отбросом общества или маргиналом в своем лютейшем проявлении. Я - мультипрофильный специалист высокого класса, человек с огромным количеством интересов и увлечений, успешный предприниматель.
Оказалось, что все зло - не от компьютеров вовсе, а от людей. Объясню на примере:
По долгу службы (я педагог-психолог), я консультирую детей, родителей и педагогов. И ко мне частенько обращаются мамы с запросом «мой ребенок постоянно в компьютере, помогите». Начинаем разбирать ситуацию, а там вот что получается: ребенок с тотальным дефицитом внимания, совершенно не интересный родителям, пытается хоть как-то снять стресс при помощи игр. Если ребенку плохо «в реальности», он будет уходить в мир виртуальности.
Или вот еще мой «любимый» тезис - «игры - это про жестокость и террор, вот и вырастают «стрелки». Вы знакомы с современными сюжетными играми? Да там такая мораль, такие дилеммы психологические всплывают, что какие-нибудь книжные истории и рядом не стояли! И опять же, «стрелки» взращиваются не играми, а окружением. Не будь под рукой компьютера, такой человек в какое-нибудь другое занятие уходил, но продолжал бы совершать свои преступления.
Игры положительно влияют на мозг и психику.
Познавательный факт: последние современные исследования показывают и доказывают, что игры положительно влияют на людей!
В зависимости от вида игр у ребенка можно развить чувство эмпатии, логическое мышление, креативность. Так называемые полезные игры: предметно-манипулятивные — помогают получить азы вождения на машине, управление самолетом; квесты — развивают творческие способности, логическое и образное мышление при выполнении поставленных задач в игре, а также стандартные игры на компьютере — помогают отвлечься и расслабиться.
Зимина, К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков / К. И. Зимина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5899/ (дата обращения: 03.07.2023).
Игры улучшают когнитивные способности нашего мозга: человек, играющий в компьютерные игры быстрее обрабатывает информацию, решает проблемы и принимает решения. Игры помогают бороться со стрессом и снимать усталость - например, медитативные игры-платформеры исключают любого вида сражения, и погружают игрока в невероятно красивые медленные миры, с успокаивающей музыкой и философским сюжетом.
Вот еще замечательные выводы, сделанные автором на фоне исследований. Вообще, рекомендую к прочтению указанную статью, там все в подробностях расписано.
Так, по данным исследования, опубликованного журналом Nature Communications, логика видеоигр согласуется с основными направлениями когнитивной поведенческой терапии (КПТ), одного из способов лечении депрессии. За основу была взята выборка из пациентов, находящихся в депрессии, в возрасте от 60 до 89 лет. Участники проводили за специально разработанными компьютерными играми по 30 часов в неделю. За четыре недели ими были достигнуты результаты, аналогичные приему антидепрессанта «эсциталопрам» на протяжении трех месяцев.
Порой видеоигры выводят из депрессии лучше, чем… секс. Да, и такие исследования тоже были. В момент игры VTA и гиппокамп переходят в гиперактивное состояние, причем это происходит независимо от воли игрока. Всё дело в том, что человек, попадая в новый, неизведанный мир, начинается получать новые навыки и, соответственно, дофамин. И пока мы изучаем управление, отгадываем какие-то головоломки, эти отделы мозга активно работают, борясь с депрессией. Кстати говоря, именно поэтому в играх присутствует прогрессирующая система сложности.
Очевидно, что у некоторых читателей уже сейчас начинает жестко гореть пятая точка в предвкушении разнести мою статью аргументом, дескать, "игры вызывают зависимость!!! игры провоцируют насилие!!!". Давайте разбираться, мои пламенные.
Все в этой жизни вызывает зависимость и имеет свои слабые и сильные стороны. Алкоголь, фаст-фуд, наркотики, казино - обычно эти вещи приводят в примеры зависимостей, плюсуя сюда, разумеется, игроманию.
Смотрите, спорт тоже вызывает зависимость у некоторых людей, а чрезмерные спортивные нагрузки ведут к проблемам в суставах и мышцах. Зависимость от чтения провоцирует замкнутность и одиночество. Зависимость от работы - стресс, усталость, истощение организма. Зависимость от любимого человека - проблемы ментального здоровья. Зависимость от просмотров фильмов - головные боли, деградация сознания. Зависимость от социальных сетей - распад личности, одиночество, замкнутость. Зависимость от постоянных покупок - нервное истощение, финансовый спад, микрозаймы.
Что есть зависимость? Возьмем определения из словарей:
Адди́кция (зави́симость) (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.
В медицинском смысле, аддиктивность — навязчивая потребность в повторении определённых действий, сопровождающаяся, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями, нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики.
Каждый из нас, людей, живущих в социуме, подвергается какого-либо рода зависимостям и это нормально. НЕ нормальной ситуация становится тогда, когда начинает вредить человеку и он, в свою очередь, начинает вредить тем, кто его окружает. Как следствие - да, игровая зависимость имеет место быть, и вот, что она из себя представляет.
Игровая зависимость.
Это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Человек начинает замещать все аспекты своей жизни виртуальной реальностью, становится замкнутым, испытывает трудности в социализации; начинает проявлять агрессию по отношению к окружающим, когда его пытаются привлечь к другим видам деятельности.
Почему люди становятся зависимыми от игр? Потому что в реальности им плохо, у них не получается решать возникающие проблемы, и самым простым и удобным способом для них является бегство в виртуальные миры. Например, если ребенку не разрешают открыто выражать свои эмоции, не принимают во внимание его мнение, чувства, решения - то маленький человек будет искать поддержку и опору в играх, ведь в игровых ситуациях он сможет проявить себя так, как ему хочется.
Но подобная схема работает, по сути, с любым другим видом зависимости, меняются лишь переменные - не игровая зависимость, а алкогольная, не ребенок, а взрослый и т.д.
Подобные проблемы решаются не через насилие, принуждение, крики и унижения, а через диалоги, через понимание корня проблемы. Зависимость - это то, что лежит на поверхности. Поэтому работать нужно с "корнями", с тем, что внутри.
К слову, научно-исследовательские работы доказывают, что компьютерные игры сами по себе не провоцируют насилие. Более того, игры сами по себе способны снижать уровень жестокости и преступности. Подросток, который теоретически может выйти на улицу, сколотить банду и заниматься хулиганством, вместо этого самовыражается в игре, покрывая свои потребности и не терроризируя окружающих.
Вывод.
Компьютерные игры несут в себе больше положительных моментов, но, как и любое другое занятие, имеют в себе и отрицательные стороны - и это ок. Прежде чем вешать на ребенка или взрослого ярлык игрозависимого, стоит поговорить с человеком и выяснить его причины избегания реального мира.
Большое спасибо моим адекватным и порядочным подписчикам, вы меня вдохновляете на новые статьи и новое творчество! Мне нравится создавать для вас полезный контент!
И помните, что Ася всегда на связи! Ищите меня в комментариях или по ссылкам:
Телеграм: https://t.me/seaanavl
Сайт: https://seaana.ru/
Нельзяграм: http://instagram.com/milkenglish
Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCA2p2fWWmFR55iV-HY-64Ew