Вас когда-нибудь пытали классической музыкой? Именно такой вопрос хочется задать после посещения выставки «Первая позиция. Русский балет», проходившей весной в санкт-петербургском центральном выставочном зале «Манеж».
За последние 5 лет еще ни разу не было в Манеже выставки, которая бы меня разочаровала. И вот этот момент настал. Обычно кураторы не только очень удачно подбирают экспонаты, но и хорошо организовывают взаимодействие зрителей с ними.
В этот раз все по-другому.
Перед просмотром необходимо было получить наушники с приемником - с помощью них организовывалось сопровождение посетителей по экспозиции. И тут появляется главная проблема: всю дорогу вас сопровождает классическая музыка – музыка из балетов (увертюры, фрагменты и пр.). Тут надо сказать, что классическую музыку я люблю и в моем плейлисте есть разные произведения: от Ренессанса до современной классики. Но в этот раз как-то не сложилось...
Записи содержали минимум каких-либо комментариев к экспонатам, равно как и к музыке, которая надоедливым фоном звучит у вас в ушах в течении 1,5-2 ч пока вы знакомитесь с экспозицией.
Возможно, я плохо выбрала время посещения – будний день вечером, и сказалась усталость от рабочего дня. Но все-таки почему так плохо?
Сопровождение
На выставке были эскизы декораций, модели (действующие!) театральных машин, костюмы и эскизы костюмов (из коллекции Театрального музея), разумеется были экспонаты из периода «Русских сезонов».
И ко всему этому великолепию практически ноль комментариев в записи, изредка были пояснения к видеофрагментам. В записи присутствовало даже что-то вроде аудио спектакля в виде диалогов пожилых супругов, в прошлом актеров балета (на моей памяти их вроде как 3 фрагмента). Итого у вас в ушах звучит плейлист из музыкальных фрагментов балетов, которые изредка перемежаются историческими справками к видео (чаще всего радиометки стояли около них) и внезапно иногда возникает диалог пожилой пары (очень-очень редко и не понятно зачем), которая апеллирует к различным воспоминаниям.
Организация выставки
Сначала мы попадаем в левую галерею – по бокам выстроены временные стены, в которых установлены витрины с моделями машин, памятными предметами и на которых висят картины и рисунки с эскизами к постановкам. Начинается все с 18 века и к этому никакого комментария. Коридор узкий и выставку мешают смотреть экскурсионные группы. И тут же после второго перехода уже задаюсь вопросом: зачем посетителям выдают наушники? Хоть убейте не понимаю. Если вы пришли вдвоем, разговаривать вы не можете, чтобы добраться до меток около экспонатов вам нужно пробираться через людей или проходить вперед, а потом возвращаться (и тут ломается вся логика повествования экспозиции).
В центральной части первого этажа размещалась экспозиция, посвященная «Русским сезонам», Анне Павловой и работам художников Серебряного века, работавших над костюмами и декорациями к постановкам конца 19 начала 20 века. И опять практически 0 комментариев, в ушах одна музыка.
В правой галерее размещалась экспозиция, представившая период начиная с 1917 года и заканчивая нашим временем – минимум комментариев…и вечная музыка, изрядно уже поднадоевшая.
На втором этаже: были размещены экраны с демонстрацией уроков по балетным позициям (был эффект присутствия на уроке), с проекторов в специальной рекреации демонстрировались видеоролики, рассказывающие о физических нагрузках женщин и мужчин при выполнении поддержек, прыжков и других эффектных танцевальных движений.
А дальше, почти всю площадку второго этажа занимала выставка балетных костюмов разных периодов и о том почему они такие (в центре зала размещались разные балетные пачки) вам не скажут ни слова… (а они сильно различаются в разные столетия или даже десятилетия).
Завершением выставки (практически у лестницы) стал балет "Лебединое озеро". И тут не могу не отметить кураторскую работу, потому что представлено было интересно (тут и первые варианты декораций, и вечные показы спектакля во время смены власти в правительстве в 90-е гг. 20 века). Запомнился старенький телевизор с кадрами выступлений дикторов.
Выводы
Если пройтись по представленным историческим периодам, один Серебряный век чего стоит – это большой пласт нашей истории по которому можно писать тома. Воспоминаний об этом периоде море, документов и фотографий и пр. – тьма. Почему так плохо показано? Ничего не понятно, что происходило в театре, как это было связано с культурной жизнью того периода. В этой части были народные костюмы (опять ни слова как это отражалось в балете), эскизы костюмов Бакста, эскизы декораций, выполненные Рерихом… И уже набившая оскомину музыка в наушниках… Аудио комментарии в этом зале кончились в начале маршрута по залу на предметах, принадлежавших или связанных с Анной Павловой.
Почему не было рассказа о самом начале становления балета в России? Как, впрочем, и дальше – 18, 19 век? Не было ничего интересного? Не сохранилось фактов? В тот период было очень модно вести дневники, люди писали километры писем. Хватило бы даже фрагментов дневников или писем приближенных императорского двора и уже все предстало куда более живым. Вместо этого бесконечная увертюра…
А начало 20 века и становление СССР? Как балет помогал формировать «нового человека»? Почему такую роль играл балет «Спартак»?
И главный для меня вопрос зачем делать аудио сопровождение и одновременно запускать экскурсии? В результате выставка утомила своим большим объемом и плохой организацией.
Из всего хочется сделать вывод: нам действительно есть чем гордиться в своей истории и что сохранять и передавать будущим поколениям, но давайте делать это хорошо. После выставки осталось ощущение, что кураторы поставили себе слишком широкую задачу.