Позавчера, 26 июня, свой день рождения отмечал Геннадий Андреевич Зюганов. Очень показательно, что телеканал «Россия-1», рупор официальной пропаганды, рассыпался в комплиментах к человеку, которого буржуазная власть должна вроде бы недолюбливать: «День рождения отмечает человек, без которого последние 30 лет невозможно представить политическую жизнь нашей страны. Лидеру КПРФ Геннадию Зюганову – 79. Он депутат всех созывов Госдумы и руководитель фракции, четырежды принимал участие в президентских выборах, неизменно занимая второе место...».
Дальше речь шла о том, что в некоторых случаях именно от его решения зависело спокойствие и безопасность, «гражданский мир», и самый яркий пример — это поведение Зюганова во время выборов 1996 год.
Действительно, благодаря Зюганову КПРФ практически отказалась от борьбы за власть, перешла в позицию сотрудничества или в лучшем случае осторожной критики верховной власти. Конформист по натуре, боящийся присутствия рядом с собой ярких личностей, Зюганов буквально задушил партию своей бесконечной говорильней на одни и те же темы.
Однако зачем ругать лишь Зюганова, если проблема заключается в принципиальном изменении настроений рядового актива КПРФ? Это со стороны многим кажется, что КПРФ одна и та же, ее состав один и тот же. Отнюдь! Нынешняя зюгановская партия – это далеко не та весьма многочисленная организация, что была в 90-е годы. Ныне у большинства членов КПРФ просто отсутствует активная жизненная позиция, для них это больше кружок по интересам. Поэтому любая попытка активного и неравнодушного меньшинства что-то изменить в партии будет подавлена. Впрочем, что-то и попыток таких давно не замечалось… И причин тому несколько.
Во-первых – катастрофическое, на порядок, сокращение численности. Заявляемые 162 тысячи членов партии — это миф, «мертвые души». Подавляющее большинство ветеранов, восстанавливавших партию в 90-х, уже ушли из жизни, или просто в силу возраста отошли от дел. Многие более молодые активисты ушли и уходят из партии. В нынешней КПРФ таким людям уживаться все труднее и труднее. Членская база сузилась, поэтому в партию берут всех подряд.
Во-вторых, снижение реальной активности. В 90-е активисты все делали бесплатно – раздавали листовки, стояли в пикетах, были наблюдателями. Сейчас в КПРФ бесплатно никто работать не будет! В партии остаются те, кого интересует приработок, особенно во время выборов. Поэтому пачки газет часто пылятся в партийных офисах и руководство предпочитает распространять печатную продукцию через соответствующие коммерческие структуры. Энтузиазма нет никакого.
И, в-третьих, самое главное – у большинства членов КПРФ просто отсутствует активная жизненная позиция. Помнится, когда Селезнев в 1997 году получил орден от Ельцина – в нашей первичке возмущению не было предела. Кто сейчас что-нибудь скажет по поводу наград Зюганова от «антинародной власти»? Хотя бы вспомнит позорный эпизод с награждением Геннадия Андреевича медалью вешателя Столыпина? Да всем наплевать! Хотя в лице Зюганова этой медалью опустили ниже плинтуса всю КПРФ. В 2004 году один их петрозаводских рабочих мог выступить на пленуме рескома по поводу Зюганова: «Сотворили себе икону и молимся!», и его при этом избрали в состав бюро. Сейчас это в принципе невозможно. Тема смены Зюганова – это табу.
До сих пор приходится общаться с карельским активом зюгановской партии (из тысячи человек от силы полторы сотни осталось). Фракция КПРФ голосовала за положительную оценку работы губернатора-единоросса, за изменения в бюджет и многое другое. В Петросовете депутаты от КПРФ поддержали вместе с единороссами отмену всенародных выборов мэра. Что вы об этом думаете? А ничего они не думают, неинтересно это им и все тут! А что вы думаете о кадровой политике, когда на проходные места в списки берут бывших активных «единороссов», как это сейчас происходит в Карелии? То же самое. Начальству виднее… Реальная внутрипартийная дискуссия в КПРФ уже просто невозможна. Отвыкли… Да, КПРФ не развалится, не расколется (колоться там нечему) просто она будет долго и медленно деградировать, лишь паразитируя на левых настроениях в обществе.
Помнится, как много лет назад выступая перед партийной молодежью, Геннадий Андреевич бросил фразу о том, что как бы плохо КПРФ не вела избирательную кампанию, какой бы слабый не был кандидат, «у нас всегда будет минимум 15 процентов голосов». И потом много раз приходилось сталкиваться с этим убеждением партийного начальства.
Ведь правда, куда они денутся, эти «левые» или «советские» избиратели? Все равно придут и проголосуют за КПРФ! Хотя бы как за «бренд». Тем более, в условиях искусственно ограниченной властью конкуренции на левом фланге. Можно ничего не менять, можно делать политический бизнес, продавать депутатские мандаты олигархам, на наш век голосов и депутатских мандатов хватит!
Да, они так думают. Цинично, но судя по итогам разных выборов, пока основания для этого у них есть. Потому что нынешняя КПРФ – это партия победившего пофигизма.
Александр Степанов