Найти тему
Viktoria (Art_Psy_Land)

Мужской атрибут

Зачем гипотетический "Володька" сбрил усы... Казалось бы, можно ли из этого выжать сюжет. Можно.! Ну то есть прям целую историю.

Нет экшена, погони, криминала, длинных диалогов и эпических сцен. Ничего нет. А интрига есть. Причем, весь фильм. "Усы" (La Mustashe, 2005, реж. Э. Каррер). #дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал)

Мужик в первых кадрах побрился, и куда его это завело... В распознавание проблемы, личностного кризиса, в вопросы мужской идентичности... То есть буквально, его усы - это он весь. Не только личность, а средоточие феномена. Не скучно, если наблюдать.

Фильм не сюрреалистический, как, скажем, "Эммануэль и правда о рыбах", напротив, объекты здесь предельно реальны. Но означаемое не равно означающему, как сказал бы Жак Лакан (основатель структурного психоанализа). А значит, мы имеем жанр символизма, ровно так же, как и в живописи этого направления. Усы - это не усы (трубка - это не трубка у Магритта), а символ предельно выраженной маскулинности, того, на чем строится идентичность. Паром в Гонконге, на котором герой огромное число раз перемещается, - это переход через Стикс, походы в бессознательное за исцелением. Зеленый пиджак... хм, а что такое зеленый пиджак?

Растительность на лице как квинтэссенция мужского. Строго говоря, квинтэссенция обычно - пенис. Но тут скорее смысловой такой акцент, это как какие-то качества, гордость, торжество мужской самопрезентации. Мужчине важно, чтобы женщина эти его качества видела, признавала ( а еще лучше - восхищалась), А тут - в упор не хочет видеть. Что с усами, что - без. Получается послание вроде "ты - не мужик". Ну в общем, символическая "кастрация" (в терминах психоанализа) всё равно выходит, как ни крути. "Кастрировать" могут как жена, так и мать., кстати.

постер фильма взят с кинопоиска https://www.kinopoisk.ru/picture/827501/
постер фильма взят с кинопоиска https://www.kinopoisk.ru/picture/827501/


Женщина тут провокатор? Зритель все время в напряжении: это заговор, или сумасшествие, а тогда - чьё? Но то, что мир в один миг стал диаметрально другим - признак очень хорошего поворотного момента в сценарии, выраженной точки невозврата. Мир уже не будет прежним. Поэтому и герой вынужден меняться внутренне.

Что тут интересного: развитие, динамика кризиса.

Отрицание, сомнение, отчаяние, путешествие к себе. Это очень важная черта кризисной работы с потерей и последующим поиском идентичности - "я не могу верить тому, чему верил до этого, буквально только что: оно меня подводит" (жена, память, фотографии, здоровье наконец...) Нужны новые опоры, но за ними герою потребуется отправиться в одиночное путешествие (желательно, чтобы терапевт был рядом и держал "фонарик" , тускло освещая неизвестную дорожку, по которой пойдет клиент. Но это не про фильм).

Актрису мы уже видели в этой картине, здесь она моложе и сексапильнее. А главного героя я узнала по давнишнему фильму, который когда-то открыл мне Софи Марсо - "Студентка" (1988).

Сложность: у киноленты кажется совсем нет дубляжа. Смотрите на языке оригинала с русскими субтитрами.

кадр взят для иллюстрации https://media7.kinotree.ru/media/files/s3/jy/ki/usy-scene.jpg
кадр взят для иллюстрации https://media7.kinotree.ru/media/files/s3/jy/ki/usy-scene.jpg

Психологическое содержание: мужская идентичность, кризис среднего возраста, отношения, потери, узнавание, иллюзии, страх, преодоление кризиса, поиск идентичности.