Найти тему
Свет Философии_pH

Структуры сказки и структура жизни: архетипы-метафоры-сказки

Оглавление

Итак, сказки нам знакомы с детства, как и выражения вроде «сказка моей жизни», «сказка любви», «рассказываешь сказку». И из всех них видно, что на бессознательном уровне в понятии «сказка» заложено представление о том, что она имеет обязательно хороший конец, что, не смотря на все козни зла и всевозможные как приключения, так и злоключения, добро победит и герои будут жить долго и счастливо.

Однако задумывались ли вы, что любая сказка, прежде всего, метафора которая вбирает в себя архетипы?!

То есть, сначала архетип потом метафоры и потом сказки, как один из видов метафор (о метафорах поговорим в другой заметке). Кроме того, как правило, только специалисты знают о том, что можно анализировать сказки по их структуре, а также по отраженным в них базовым архетипам.

Более того, через анализ структуры сказки можно выявить свои особенности как реагирования в определенных ситуациях, так и восприятия.

Например, возьмём всем известную сказочку про Красную Шапочку.

https://img.freepik.com/premium-photo/a-little-girl-in-a-red-hat-and-dresses-is-walking-in-the-park-cosplay-for-the-fairytale-hero-little-red-riding-hood_494741-34639.jpg
https://img.freepik.com/premium-photo/a-little-girl-in-a-red-hat-and-dresses-is-walking-in-the-park-cosplay-for-the-fairytale-hero-little-red-riding-hood_494741-34639.jpg

Нас учат что эта сказка о доброй девочке, злом волке и отважных охотниках. Однако, давайте посмотрим внимательнее.

Во-первых, возникает большой, прямо-таки огромны вопрос к маменьке этой девочки: зачем, с какой скрытой целью, она отправляет маленькую дочку в лес, в котором живет злой волк предоставляющий угрозу для жизни и здоровья её ребёнку. Лично у меня возникает подозрение, что это, скорее мачеха решили таким изощрённым образом извести падчерицу. Практически идеальное убийство, в котором всех собак повесят на волка.

Второй, не менее большой вопрос к самой девочке: зная о том, что волк злой (её предупреждали и наказывали в диалоги с ним не вступать) Красная Шапочка начинает вести с ним светскую беседу выбалтывая ему все тайны, явки и пароли. И невольно начинаешь задумываться: где находится та тонкая грань, за которой доверчивость переходит в лёгкую (или не очень) степень идиотии?

Поведение волка тоже не безупречно. Что мешало ему позавтракать девочкой прямо там на тропинке, а потом уже перебраться к бабушке и пообедать ею? Зачем нужны вот эти все ухищрения?! Или у волка приступ эстетизма, что надо на пуховой перинке и в чепце откушать? А диалоги волка в избушке с Красной Шапочкой, когда бабулька уже размещена у него в животике напоминают эротическую прелюдию)))

И, наконец, охотники. Не такие уж они добрые и отважные. В разных вариациях сказки их от трех и больше, то есть, группа здоровых мужиков набрасывается на бедного волка в чепчике нежного и беззащитного и жестоко вспарывает ему брюхо. Ну, если помните, в оригинальном варианте французской народной сказки завершающий аккорд звучит именно таким образом: из вспоротого волчьего брюха выходят, как ни в чем не бывало, бабушка и внучка. И здесь мы можем уже увидеть параллель с идеей перерождения через смерть (выход из чрева, из котла с кипящей водой, из огня). Правда именно в этой сказке не упоминается о том насколько внученька с бабулечкой были помолодевшими, но повеселевшими – точно. И чистенькими: без каких-либо утробных пятен на одеждах. Хотя, судя по всему, старушка должна быть в одеждах Евы, ведь рубашонку-то с неё волк снял, чтобы переодеться. Мило, не правда ли? Правда последующие адаптированные варианты этой занимательной страшилки явно поберегли бедную психику детей и их родителей.

Или возьмём, к примеру, структуру 1 серии «Джоан ужасна» 6-го сезона сериала «Чёрное зеркало».

https://img.freepik.com/premium-photo/close-up-of-newton-s-cradle-in-action_183270-399.jpg
https://img.freepik.com/premium-photo/close-up-of-newton-s-cradle-in-action_183270-399.jpg

Эта серия сделана по принципу матрёшки – за видимым одним сюжетом скрывается другой, за вторым – третий и, когда кажется, что добрались до зерна истины, как зритель замечает очередную кротовую нору выводящую в иной вид сюжета-реальности (или реальности сюжета, уж как вам, дорогие читатели, будет удобнее).

Причём данный приём в построении структуры явно заимствован из прекрасных «Хроник Амбера»,

https://img.freepik.com/premium-photo/a-dark-souls-3-ball-sits-on-a-table-with-candles-in-the-background_901003-19035.jpg?w=740
https://img.freepik.com/premium-photo/a-dark-souls-3-ball-sits-on-a-table-with-candles-in-the-background_901003-19035.jpg?w=740

но с существенным отличием: в этой серии гротескно акцентируется внимание на мелких деталях не самых прекрасных сторон личности (страхе, ненависти, жестокости, агрессии), которые, пусть в микроскопических дозах, содержаться на дне практически каждой души. Однако на этом сходство заканчивается, поскольку роман Роджера Желязны многомерен и каждый найдёт в нём свой уровень глубины от поверхностного – прекрасный приключенческий сюжет с элементами детектива, до

экзистенциального кастанединского проводника в поиске Своего Пути.

Продолжение следует (архетипы, сказочные герои и не очень, и Я-герой…)

© Г.И. Колесникова, 2023

Сказки
3041 интересуется