34,2K подписчиков

Мы в ответе за тех, кого приручили или как реальность слилась с ложью. «Та, которой не было» - чувственная французская драма с Жюльет Бинош

3,4K прочитали

Помните, как у Иэна Макьюэна Брайони издала книгу в попытке получить искупление за разрушенные жизни? Вот похожие ассоциации возникли, когда героиня Жюльет Бинош судорожно начинает писать книгу – новую историю своих отношений с молодым любовником. Историю с совершенно иным финалом.

Фильм, после которого так до конца и не ясно – кто хороший, кто плохой. Сюжет плавно оседает в памяти, обрастая новыми деталями и смыслами. Французский взгляд на жизнь, любовь и любовь в жизни. Много разнообразных чувств от жалости до раздражения, и бесконечно талантливая Жюльет Бинош. Актриса, которая не боится вот таких вот противоречивых ролей.

🎬Та, которой не было (2019)

Celle que vous croyez

Интеллектуалка и умница Клэр (Жюльет Бинош) преподает в университете литературу. У нее двое сыновей и несколько лет назад ушел муж, что до сих пор причиняет боль. Но Клэр идет дальше, у нее молодой любовник Людо, прекрасная работа, шикарная квартира и возраст, когда у многих жизнь только начинается (мне кажется, Клэр около 50 лет). И если бы однажды после чудной страстной ночи Людо иронично не заявил, что она слишком для него стара, никакой истории, о которой пришлось бы жалеть или что-то там исправлять, не пришлось.

На приеме у психотерапевта Клэр рассказывает, как ее параноидальное желание узнать, где и с кем сейчас бывший любовник, заставляет, если можно так сказать, завести профиль в социальной сети. Чтобы не быть узнанной, Клэр создает фейковый аккаунт. Тут же просто раздолье – что хочешь пиши под любым именем (ох, как много таких товарищей в интернете, увы и ах). Социальные сети – это возможность создать новую личность и новую жизнь. Жизнь, которой у тебя никогда не было. И Клэр начинает новую жизнь.

Женщина знакомится с другом Людо - Алексом, чтобы через него следить за бывшим парнем, но попадает в ловушку собственных нерастраченных чувств и внимания незнакомца. Между ней и Алексом (Франсуа Сивиль) начинается переписка, перевернувшая в итоге жизни обоих.

Клэр остро переживает возраст и ничего лучше не придумывает, как стать очаровательной двадцатичетырехлетней Кларой. Для Алекса она – молодая сексуальная Клара.

На одной из своих лекций Клэр поднимает вопрос женского возраста и в качестве примера приводит лучшее, на её взгляд, что есть в мировой литературе на эту тему. Это самое начало известнейшего автобиографичного романа Маргерит Дюрас, французского бестселлера 80-ых «Любовник». Кстати, именно фильм сподвиг меня наконец прочитать Дюрас. До этого я смотрела лишь экранизацию романа. Но сейчас не о книге, а о куске, который зачитывает Клэр студентам:

«Как быстро в моей жизни все стало слишком поздно. В восемнадцать лет было уже слишком поздно. С восемнадцати до двадцати пяти с моим лицом творилось что-то непонятное. В восемнадцать я постарела. Не знаю, может быть, это со всеми так, я никогда не спрашивала. Кажется, кто-то говорил мне, что время, случается, поражает людей в самые юные, самые праздничные годы жизни. Я постарела внезапно, грубо…»
Маргерит Дюрас – Любовник

Вот в этом вся Клэр. Она не умеет жить здесь и сейчас. Клэр, которая отрицает реальную жизнь, предпочитая ей жизнь виртуальную, где у неё другое лицо, имя, возраст, привычки, работа, жизнь. Клэр, способная полностью раствориться в минутной страсти, забыв о том, что сегодня дети ночуют у нее. Клэр, которая слепила такой снежный ком из вранья и желания любить и быть любимой, что он обрушился в итоге, как лавина.

Сложность виртуальных романов в том, что когда-то нужно будет встретиться. Сейчас, на стадии телефонной, оба охвачены страстью. И где-то на горизонте даже видна любовь. Для Алекса Клара – идеал. Для Клары идеал Алекс. Это взаимная проекция, когда люди присваивают желаемое за действительное. В данном случае ненормальность происходящего много сильнее, ведь по крайней мере один из участников знает, что заврался. Знает, но как остановиться, когда всё так хорошо? Да, больно, да, стыдно, но Клэр-Клара растворяется во лжи и на какое-то время теряет связь с действительностью.

Стала ли она моложе? Конечно, нет. Смогла раскрыть правду Алексу и показаться такой, какая есть – зрелая и прекрасная? Тоже нет. Зато разрушила жизнь человека, который влюбился в образ на экране, в голос в телефонной трубке. И только последствия виртуального романа возвращают Клэр в собственную жизнь и в реальный мир.

Кадр из фильма «Та, которой не было», 2019 год, режиссер Сэфи Неббу
Кадр из фильма «Та, которой не было», 2019 год, режиссер Сэфи Неббу

Как вы уже поняли по началу статьи, Клэр пишет книгу, чтобы исправить свои ошибки. Что случилось, и почему она решила «переписать жизнь» - я вам не расскажу, а то совсем не интересно будет смотреть. Тут есть неожиданные повороты и не менее неожиданный финал.

Разрешит ли себе Клэр быть счастливой? Изменит ли отношение к мужчинам, к возрасту и жизни в этом возрасте? Или продолжит обесценивать, идеализировать, отрицать и проецировать, получая на выходе не зрелые отношения взрослой женщины, а подростковые фантазии.

Заинтересовал фильм?))