Помните, как у Иэна Макьюэна Брайони издала книгу в попытке получить искупление за разрушенные жизни? Вот похожие ассоциации возникли, когда героиня Жюльет Бинош судорожно начинает писать книгу – новую историю своих отношений с молодым любовником. Историю с совершенно иным финалом.
Фильм, после которого так до конца и не ясно – кто хороший, кто плохой. Сюжет плавно оседает в памяти, обрастая новыми деталями и смыслами. Французский взгляд на жизнь, любовь и любовь в жизни. Много разнообразных чувств от жалости до раздражения, и бесконечно талантливая Жюльет Бинош. Актриса, которая не боится вот таких вот противоречивых ролей.
🎬Та, которой не было (2019)
Celle que vous croyez
Интеллектуалка и умница Клэр (Жюльет Бинош) преподает в университете литературу. У нее двое сыновей и несколько лет назад ушел муж, что до сих пор причиняет боль. Но Клэр идет дальше, у нее молодой любовник Людо, прекрасная работа, шикарная квартира и возраст, когда у многих жизнь только начинается (мне кажется, Клэр около 50 лет). И если бы однажды после чудной страстной ночи Людо иронично не заявил, что она слишком для него стара, никакой истории, о которой пришлось бы жалеть или что-то там исправлять, не пришлось.
На приеме у психотерапевта Клэр рассказывает, как ее параноидальное желание узнать, где и с кем сейчас бывший любовник, заставляет, если можно так сказать, завести профиль в социальной сети. Чтобы не быть узнанной, Клэр создает фейковый аккаунт. Тут же просто раздолье – что хочешь пиши под любым именем (ох, как много таких товарищей в интернете, увы и ах). Социальные сети – это возможность создать новую личность и новую жизнь. Жизнь, которой у тебя никогда не было. И Клэр начинает новую жизнь.
Женщина знакомится с другом Людо - Алексом, чтобы через него следить за бывшим парнем, но попадает в ловушку собственных нерастраченных чувств и внимания незнакомца. Между ней и Алексом (Франсуа Сивиль) начинается переписка, перевернувшая в итоге жизни обоих.
Клэр остро переживает возраст и ничего лучше не придумывает, как стать очаровательной двадцатичетырехлетней Кларой. Для Алекса она – молодая сексуальная Клара.
На одной из своих лекций Клэр поднимает вопрос женского возраста и в качестве примера приводит лучшее, на её взгляд, что есть в мировой литературе на эту тему. Это самое начало известнейшего автобиографичного романа Маргерит Дюрас, французского бестселлера 80-ых «Любовник». Кстати, именно фильм сподвиг меня наконец прочитать Дюрас. До этого я смотрела лишь экранизацию романа. Но сейчас не о книге, а о куске, который зачитывает Клэр студентам:
«Как быстро в моей жизни все стало слишком поздно. В восемнадцать лет было уже слишком поздно. С восемнадцати до двадцати пяти с моим лицом творилось что-то непонятное. В восемнадцать я постарела. Не знаю, может быть, это со всеми так, я никогда не спрашивала. Кажется, кто-то говорил мне, что время, случается, поражает людей в самые юные, самые праздничные годы жизни. Я постарела внезапно, грубо…»
Маргерит Дюрас – Любовник
Вот в этом вся Клэр. Она не умеет жить здесь и сейчас. Клэр, которая отрицает реальную жизнь, предпочитая ей жизнь виртуальную, где у неё другое лицо, имя, возраст, привычки, работа, жизнь. Клэр, способная полностью раствориться в минутной страсти, забыв о том, что сегодня дети ночуют у нее. Клэр, которая слепила такой снежный ком из вранья и желания любить и быть любимой, что он обрушился в итоге, как лавина.
Сложность виртуальных романов в том, что когда-то нужно будет встретиться. Сейчас, на стадии телефонной, оба охвачены страстью. И где-то на горизонте даже видна любовь. Для Алекса Клара – идеал. Для Клары идеал Алекс. Это взаимная проекция, когда люди присваивают желаемое за действительное. В данном случае ненормальность происходящего много сильнее, ведь по крайней мере один из участников знает, что заврался. Знает, но как остановиться, когда всё так хорошо? Да, больно, да, стыдно, но Клэр-Клара растворяется во лжи и на какое-то время теряет связь с действительностью.
Стала ли она моложе? Конечно, нет. Смогла раскрыть правду Алексу и показаться такой, какая есть – зрелая и прекрасная? Тоже нет. Зато разрушила жизнь человека, который влюбился в образ на экране, в голос в телефонной трубке. И только последствия виртуального романа возвращают Клэр в собственную жизнь и в реальный мир.
Как вы уже поняли по началу статьи, Клэр пишет книгу, чтобы исправить свои ошибки. Что случилось, и почему она решила «переписать жизнь» - я вам не расскажу, а то совсем не интересно будет смотреть. Тут есть неожиданные повороты и не менее неожиданный финал.
Разрешит ли себе Клэр быть счастливой? Изменит ли отношение к мужчинам, к возрасту и жизни в этом возрасте? Или продолжит обесценивать, идеализировать, отрицать и проецировать, получая на выходе не зрелые отношения взрослой женщины, а подростковые фантазии.