Найти тему
📚 МемуаристЪ

За что застрелили прокурора Башкирии в 1937 году

Нашёл любопытный архивный документ о печальной судьбе прокурора Башкирской АССР в 1937 году. Почему-то, в большинстве позднейших пересказов намекают, что товарищ Сталин довёл его до револьвера к виску. А может и вовсе кровавые чекисты заставили застрелиться, чтобы скрыть свои злодейские преступления. Документ показывает, что это либеральная клюква!

Про Георгия Ивановича Хазова, который, якобы, застрелился в 1937 году, известно не слишком много. Из семьи рабочего, отец работал на Кусинском металлургическом заводе.

Ещё до Революции паренёк вступил в марксистский кружок. С семнадцатого года в партии большевиков.

Воевал против колчаковских бандитов. После Гражданской работал в уездном комитете партии в Златоусте под Челябинском. Одно время возглавлял Месягутовский райком.

С середины двадцатых пошёл по линии юстиции. Хазова переводят в Уфу. Сын рабочего становится целым наркомом юстиции Башкирской Автономии, а затем и главным прокурором Башкирской АССР.

В конце октября Прокурор республики неожиданно снят с должности и исключён из партии. Что именно произошло неизвестно до сих пор. Никаких документов, что наркома юстиции обвиняли в участии в каких-то заговорах просто нет.

Это крайне странно. По чиновникам такого уровня, даже республиканским, хотя бы обвинение доступно. Но наркома Хазова никто не арестовывал и не судил. Просто сняли с должности.

По версии либералов, Хазов страшно испугался пыток в застенках НКВД. Ни в какую справедливость и социалистическую законность нарком юстиции не верил и близко. Поэтому немедленно потянул пистолет к виску.

Давайте почитаем архивный документ. Перед нами записка Прокурора Союза Вышинского товарищам Сталину и Молотову. Документ помечен грифом «совершенно секретно».

К оформлению документа есть вопросы, например, непонятно что с датой документа. Но содержимое гораздо любопытнее.

Вышинский докладывает, что 22 октября снят с должности и исключён из партии башкирский прокурор Хазов. Обратите внимание, Вышинский указывает на партийный стаж Хазова с семнадцатого года. Это не просто так, знак уважения к старому большевику.

Опять же, Вышинский не называет бывшего прокурора изменником, троцкистом и так далее. Не сообщает и о каких-то обвинениях или подозрениях в контр-революционных преступлениях.

Зато впервые мы видим за что прокурор оказался в опале! Вышинский прямо пишет, что именно выступило мотивом снятия Хазова с должности:

«Замазывание ряда вражеских дел, засорённость аппарата враждебными людьми и протаскивание бухаринских установок в статье, посвящённой пятнадцатилетию Башкирской АССР.»

Обратите внимание, Вышинский оговаривается «по решению обкома». Полное ощущение, он не сильно поддерживает снятие Хазова с должности. И вовсе не горит желанием бывшего прокурора утопить.

Дальше жгучие подробности. Вышинский сообщает, что 26 октября получил телеграмму, что Хазов пропал, никто не может его найти. Довольно странно для сведения счётов с жизнью, не находите?

Только через два дня тело бывшего прокурора обнаружили. В очень странном месте – на берегу реки, в десяти километрах от города.

Прокурор Союза уточняет, что никаких писем или записок, объясняющих случившееся, не найдено. Если бы всё, правда, организовали злые чекисты, письмо наверняка было бы. С подробным изложением как он продался в японские шпионы и злоумышлял убийство Сталина. Но ничего такого нет.

-2

А теперь держитесь за стул. Помните, либералы со страшной силой убеждают нас, что Хазов ушёл из жизни сам? Как бы не давили на него Сталинские костоломы, но сам.

А теперь читаем справку Вышинского:
«Обнаружен его труп с двумя огнестрельными ранами в области левого соска».

Круто? Мало того, что несчастный прокурор стрелялся не в голову, как обычно, а мучался, неудобно приставляя оружие к сердцу. Он ещё и застрелился два раза.

Я конечно не знаю, но, по-моему, именно так выглядит умышленное убийство. По одной фразе делать выводы рановато, нужны материалы следствия. Но повод задуматься не слабый!

Интересно было бы посмотреть заключение судмедэксперта. С какого расстояния стреляли, есть ли пороховой ожог? Совпадают ли пули с найденным оружием? Да и вообще, реально ли застрелить себя два раза подряд?

Увы, в архивном письме никакой ясности нет. Вышинский пишет, что расследование продолжается. Но ведь это само по себе ответ!

Если бы прокурор Башкирии, действительно, застрелился, это было бы очевидно с первого осмотра. Но ни словом Вышинский не пишет, что прокурор справился сам! Наоборот, вовсю идёт расследование!

Увы, пока не откроют архивы, мы так и не узнаем кто именно и за что лишил жизни старого большевика. Быть может, мы наблюдаем звенья одной цепочки.

Например, в обкоме Уфы окопались настоящие троцкисты. Которые сначала оклеветали, а потом банально устранили мешавшего им честного старого большевика. Уж больно должности у Хазова были непростые – нарком юстиции и главный прокурор. Мешал заговорщикам, наверняка, изрядно.

Надуманная версия, согласен. Из пальца высосанная. А давайте взглянем на список председателей Башкирского обкома. Вот и приехали!

В середине сентября 1937 года первый звоночек. Газета «Правда» публикует статью: «Кучка буржуазных националистов в Башкирии». Да-да, это про обком в Уфе.

В начале октября в Уфу вынужден срочно вылететь товарищ Жданов. Башкирский обком проводит экстренный пленум по ситуации в регионе.

Жданов выступает с пламенной речью. И обвиняет первого секретаря Автономной республики в прямом вредительстве!

Больше того, Жданов говорит о существовании в обкоме сразу двух контр-революционных банд. Во главе первой – троцкистов – сам первый секретарь Быкин. Во главе второй – националистов – нарком просвещения республики Исанчурин.

Если верить интернетам, по итогам Пленума было арестовано 274 человека. Всего же в ближайшие месяцы число арестованных дошло до тысячи.

Никакими документами такие цифры не подтверждаются, поэтому поверить в них затруднительно. Однако факт, что после Пленума ряд ответственных товарищей оказались под арестом.

Попал ли в их число наш прокурор Хазов? Ничуть не бывало. Это означает, что никаких прямых улик, указывающих на участие прокурора в заговоре не было!

Любопытно, что первый секретарь обкома Яков Борисович Быкин (он же Беркович) арестован ещё за неделю до снятия прокурора. Осуждён за участие в контр-революционном заговоре, расстрелян через год.

Нарком просвещения арестован ещё на неделю раньше – шестого октября. Та же судьба, следствие, суд и расстрел в 1938 году.

Кстати, а кто был главным чекистом Башкирии в тот момент? Вот же он – Соломон Аркадьевич Бак, начальник управления НКВД по автономной республике.

Опять сюрприз, первого октября, за три недели до снятия прокурора чекист снят с должности. Расстрелян в 1940 году. В реабилитации, что характерно, отказано. Вот так пасьянс! А начиналось с банального, якобы, запуганного Сталиным прокурора.

Большие начальники Уфы, сплошь и рядом, уезжают под следствие. Почему же нарком юстиции под арест не попал?

Ответ мне видится только один. Понятно, это наши фантазии вилами на воде, но другой надёжной версии я не нахожу. Прокурора Башкирии убили заговорщики. Сначала оклеветали, а потом убили, расчётливо и намеренно.

Ну представьте – две больших группы заговорщиков против Советской власти провалились. Начались аресты. Что нужно сделать первым делом, чтобы обрубить хвосты? Чтобы остались на свободе и продолжили подрывную борьбу тайные кукловоды?

Ответ напрашивается – убить главного прокурора и попытаться протолкнуть на его место своего человека. Чтобы прикрыл оставшихся участников заговора в обкоме.

Кстати, кто пришёл на смену прокурору Хазову? Удалось найти и это. После него должность занял бывший прокурор города Уфы Хайрзаман Ишмухаметов.

Утверждать, что он был связан с заговорщиками нельзя. Зато известно, что через два года новый прокурор тоже снят с должности и исключён из партии.

Впрочем, путь нового прокурора сложился попроще. Работал адвокатом, ушёл на фронт воевать, мирно прожил до 1962 года. Никто расстреливать его не тащил.

Представляете, сколько сразу вопросов и версий из одной архивной записки? Которую уже чуть ли не в школе показывают как свидетельство «Сталинских репрессий».

Расскажите лучше об этом. Вот, где поле историкам не паханное. Как это у них прокуроры по два раза стреляются? Но нет, довёл проклятый Сталин.

Архивные реквизиты документа: РГАСПИ Ф.82, Оп.2, Д.884 Л.83