Найти тему
Разве нет?

Этот король удивлялся этой способности русских.

 

Поляки на себе испытали, что такое русская храбрость, так же, как и русская междоусобица, которой они не раз использовали в своих целях. В первый раз после смерти Владимира Крестителя Руси. 

Некоторые историки удивляются тому факту, зачем Равноапостольный Владимир женил своего сына Святополка на дочери Болеслава Храброго, первого короля Польши, ведь тем самым он давал полякам некое право претендовать на часть русской земли в качестве платы за дочь Болеслава. Зная же внутреннюю обстановку в Польше, растущее недовольство Болеславом, рознь между его ближайшими родственниками и окружением, становится понятно, почему он женил своего наследника на дочери грозного завоевателя. Потому, что Владимир однозначно имел дальний расчет на то, чтобы Святополк, будучи зятем Болеслава мог бы принять участие в польских делах и привести к власти, кто был бы удобен Руси или даже что-нибудь присоединить к Ней. При условии, конечно, если Святополк будет прочно сидеть на Киевском столе. Но как раз этого условия и не было, и всё полетело в тартарары. 

Немцам, как никакой другой нации, было выгодно ослабление поляков и вообще славян, и они воспользовались тем, что Болеслав увяз в Руси, хоть и одержал победу над русскими и похозяйничал в Киеве, но это не дало ему ровным счетом ничего кроме того, что он забрал «вено» за дочь — Червонную Русь (часть нынешних Западной Украины и Юго-Восточной Польши), принадлежавшую Руси ещё до рождения Болеслава Храброго. Это даже отвлекло часть его военных сил и рассеяло на большей территории, чем раньше, что только было на руку немцам, учитывая ещё борьбу внутри шляхты и самой шляхты с королем и своими крестьянами. 

Находясь ещё в Киеве Болеслав отмечал, что русские воспринимают его как абсолютное зло, а вот надвигавшихся новгородцев во главе с будущим Ярославом Мудрым как избавление от этого зла, что как истинного феодала его очень сильно удивляло, так как сравнивая Польшу и Русь Болеслав понимал насколько по-разному они воспринимают центральную власть не как что-то обременительное и не нужное, а как то, что их объединяет и гарантирует общность интересов и судьбы, собственно к чему Болеслав и пытался привести своих вассалов, но у него, как и у последующих королей ничего не получилось. 

Да, разобщенность, не желание подчиняться центру, и сами центробежные силы были не в пользу Киева, но стремление иметь над собой главного у русских князей сохранялось, чего не скажешь про польскую шляхту, у которой был признанный ею же король, но никакой поддержки от неё он не имел. 

Битва при Листвене показала, что даже победитель подчиняется тому, кого он считает главным над собою. Это не могло не удивлять соседние народы, считавшие право победителя абсолютным и священным. Мстислав подчиняется Ярославу Мудрому и идет с ним на Польшу, чтобы вернуть отнятое Болеславом. Эта способность объединяться, несмотря на все взаимные противоречия, обвинения и как таковую междоусобицу удивляла не только Болеслава, но и тех же немцев, всегда делавших ставку на ссоры русских между собою (из-за чего Новгород и Псков натерпелись сполна).