Говорят за каждым великим произведением искусства скрывается своя личная история. Такая история есть и у картины Василия Перова "Тройка"- одного из самых эмоциональных жанровых полотен художника (полное название - «Тройка». Ученики-мастеровые везут воду»).
Об истории создания этой картины сам художник написал рассказ "Тетушка Марья".
Я бы очень хотела опубликовать его целиком, но это запрещено правилами платформы, поэтому перескажу как могу:
Художник В. Перов писал картину "Тройка" и долгое время не мог отыскать задуманный им типаж центрального мальчика. И вот как то гуляя у Тверской заставы, среди толпы богомольцев, художник разглядел старушку с мальчиком. Именно такой типаж он и искал для своей картины. Мастер подошёл к ним с расспросами, куда и откуда они идут. Старушка рассказала, что идут они с Нового Иерусалима в Троице Сергиеву лавру и хотели бы переночевать в Москве. Сами же они из Рязанской губернии.
Художник предложил им свою помощь и высказал желание написать портрет ее спутника, как оказалось, это был ее 12- летний сын Вася.
Старушка долго отказывалась, ссылаясь на то что нет времени, да и много слышала о том, что это большой грех и люди умирают, видимо от сглаза, однако согласилась переночевать у художника. Дома он показал эскиз картины и объяснил женщине что это предрассудки, что даже портреты царских детей художники рисуют и они живы, что сам евангелист Лука был живописцем и писал лица людей.
Немного поколебавшись, женщина все таки согласилась и чтобы не терять времени, мастер тут же взялся за работу.
Старушка расположилась рядом, все время посматривая на сына и рассказала художнику всю свою бедную крестьянскую жизнь. Много болезней и голода пришлось пережить тётушке Марье, именно так звали эту женщину. Муж и все дети умерли, и они с Васенькой остались одни. И теперь она ежегодно ходит на поклонение к Божиим угодникам, замаливать как она выразилась, свои "грехи", а в этот раз решила взять с собой и сына.
На следующий день сеанс был окончен, художник расплатился с женщиной и проводил их с сыном.
Прошло четыре года с тех самых пор. Картину свою художник давно продал господину Третьякову, в его галерее она и находилась.
И вот как то возвратившись домой, ему доложили что приходила старушка, очень хотела его повидать и придет завтра. Рано утром на следующий день, они встретились.
Женщина стояла, долго плакала и не могла связно объяснить что же ей нужно.
"Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжкой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник. Я заметил, что она так же думала, хотя не говорила. И вот, похоронивши свое дорогое дитя, распродавши весь свой скарб и проработавши зиму, она скопила деньжонок и пришла ко мне с тем, чтобы купить картину, где был списан ее сынок. Она убедительно просила не отказать ей в ее просьбе. Дрожащими руками развязала она платок, где были завернуты ее сиротские деньги, и предложила их мне."
Художник объяснил, что картины у него нет, что она продана и купить ее нельзя. Тогда женщина попросила разрешения хотя бы посмотреть на нее.
Договорившись с господином Третьяковым, Василий Перов в назначенный день пришел с тётушкой Марьей в его галерею.
Женщина среди множества висевших там картин быстро нашла ту где был изображен ее милый сын Васенька.
"Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол."
Долго стояла она на коленях перед картиной, как перед святой иконой и молилась никого вокруг не замечая.
Василий Перов с г. Третьяковым молча стояли и ждали. Наконец она их заметила. Перекрестилась ещё раз на картину, несколько раз поклонилась до земли и вышла из зала, приговаривая:
«Прости, мое дорогое дитя, прости, мой милый Васенька!»
Г-н Третьяков дал старушке денег, а художник пообещал написать портрет ее сына и отправить ей в деревню .
Через год он выполнил свое обещание, а ещё через некоторое время получил письмо от тетушки Марьи со словами благодарности и что
«лик Васеньки повесила к образам и молит бога о его успокоении и моем здравии».
Больше они не встречались.
Вот такая история. Если есть желание почитать весь рассказ целиком, вот тут ссылка.
Всем спасибо!
Буду благодарна за подписку, комментарии и лайки.