Существует стереотип о том, что газобетон слишком прихотливый материал, в котором часто появляются трещины. Однако, как и любой альтернативный стеновой материал, газобетон требует аккуратности при транспортировке и хранении, а также соблюдения технологий кладки.
В материале рассмотрим главные ошибки, которые приводят к трещинообразованию.
I. Отсутствие армирования
Армирование призвано усилить конструкцию стены - нагрузка на блоки распределяется более равномерно.
Пренебрежение процессом армирования приводит к тому, что отдельные участки кладки (в особенности рядом с оконными и дверными проемами) подвергаются чрезмерной нагрузке и появляется риск растрескивания блоков.
Традиционно армируется: 1 и каждый 4 ряд кладки. Также дополнительно армируются ряды блоков под оконными проемами и ряд блоков, на который опираются перемычки.
II. Ошибки в кладке 1 ряда блоков
От кладки первого ряда впоследствии будет зависеть точность геометрии стены постройки. Поэтому в кладке первого ряда устоялся четкий алгоритм:
- Проверка геометрии фундамента (разница в высотах не должна превышать 20 мм).
- Очистка фундамента.
- Разметка фундамента с проверкой диагоналей.
Далее фундамент необходимо изолировать от первого ряда блоков. Газобетон не должен вбирать из него влагу - это приведет к ухудшению теплоизоляционных свойств материала.
Гидроизоляция выполняется рулонным битумным материалом (гидроизол). Полоса по размеру основания стены крепится посредством разогрева паяльной лампой или на специальную битумную мастику.
- Определение самого высокого угла фундамента - с него начинается кладка блоков. Проверка правильности его положения при помощи нивелира (или уровня и рулетки).
- Установка маяковых блоков в остальных углах постройки, проверка их положения.
- Натягивание шнура-причалки между маяковыми блоками.
- Кладка первого ряда с тщательной подгонкой по причалке. При необходимости изготавливается доборный элемент (часть блока).
- При обнаружении перепадов по высоте, неровности убираются при помощи рубанка.
- Первый ряд блоков армируется.
- Перед продолжением работ необходимо подождать 3-4 часа до полного высыхания клеевого раствора.
III. Нарушение условий хранения и транспортировки
При неаккуратной транспортировке блок может получить механические повреждения как в кузове автомобиля, так и уже при разгрузке (например, если стропы на паллете были закреплены неправильным образом).
Основные ошибки в хранении газобетонных блоков связаны с набором блоками излишков влаги. При замерзании данная влага в структуре блока будет расширяться, приводя к трещинообразованию.
Поэтому в процессе складирования необходимо защитить паллеты от прямого контакта с влагой.
Кратко напомним основные требования к транспортировке газоблока:
Желательно, чтобы автомобили и прицепы были оснащены пневматической подвеской.
- Необходимы стяжные ремни в количестве, равному количеству паллетов.
- Бортовые автомобили должны обладать откидными бортами хотя бы с одной стороны (по длине загрузки).
- Наличие тента или закрытого кузова не обязательно - паллеты блоков завернуты в термоусадочную пленку, защищающую их от грязи и излишней влаги.
- Кузов автотранспорта должен быть ровным и свободным от посторонних предметов, чтобы паллеты загружались ровно и непосредственно на пол кузова.
- Во избежание повреждения блоков разгрузку поддонов рекомендуется производить с помощью специальной траверсы или мягкими стропами на выровненную и уплотненную площадку складирования.
IV. Неподходящие погодные условия
Кладка в мороз (-10 и ниже) осуществляется с использованием специального морозостойкого клея. В противном случае раствор почти моментально заморозится, не успев прочно скрепить между собой блоки.
То же самое происходит при крайне высоких температурах (порядка +30 и выше). Из раствора испаряется вода и он засыхает.