Давно мечтали побывать в дружеском соседнем государстве. Сказано- сделано. Целью путешествия было посещение столицы Белоруссии, где мы планировали провести пару дней, а по пути сделать небольшую остановку в Смоленске.
Добирались до Смоленска по Большому Московскому кольцу. Дорога отличная, пробок нет, обочины чистые, по трассе организованы места отдыха. Так мимо Серпухова, через Боровск, Верею выскакиваешь прямо на Минское шоссе.
А вот "Минка" традиционно забита дачниками и фурами. Приходится подолгу стоять и на перекрестках, и перед постами ГИБДД. Так что обещанные в интернете 4-5 часов до Смоленска растягиваются в реальности до 6-7.
В Смоленске главная достопримечательность Успенский Собор. Местные жители сказали, что он строился почти 90 лет, и второй по красоте православный собор в Европе. Мы улыбнулись иронично: да-да, каждый кулик...Тем более, что внешне храм выглядит неброско. Однако зайдя внутрь, перехватывает дыхание. Филигранная резьба по дереву, покрытая позолотой. Впечатление, что панели на стенах и канделябры сплетены из тончайшего кружева. Честно говоря, нигде не видела такой красоты!
Не преувеличивали местные, это правда. Истории известны факты, что ни Наполеон, ни Гитлер не разрушили храм, так как были поражены его красотой.
В парке Смоленска находится известный памятник Твардовскому и его герою Василию Теркину.
А еще мы узнали, что великая река Днепр берет начало именно в Смоленской области. Мост через реку соединяет Заднепровский район с исторической частью города, окруженной крепостной стеной. Если идти вдоль стены, то можно найти потайные ходы, через которые подняться на одну из башен, а оттуда побродить по стенам. Мы не могли уехать из Смоленска, не испытав острых ощущений! Захватив фонарик, мы долго плутали по древним переходам, карабкались по полуразрушенным ступеням, рассматривали город через бойницы.
После такого приключения мы поняли, что стартовать в тот же вечер в Минск уже не хватит сил, поэтому решили заночевать в Смоленске. Местные отели отпали сразу: бюджетные номера заняты туристическими группами, а за люкс честно говоря жаба давит платить: дороговато для провинциальных гостиниц в стиле а ля Совьет Юнион. Решить проблему помогла местная газета с объявлениями . В центре города квартиры стоят 2500- 4500 рублей со всеми удобствами и интернетом. А если подальше от центра, то и вовсе 1500 рублей.
Утром, выехав за город, мы увидели указатель "Катынь". Просто так проехать мимо не смогли. Мемориал Катынь- память жертвам репрессий.
Отсюда до границы рукой подать. Желательно заправить полный бак бензина, т.к. в Белоруссии бензин на наши деньги стоит более 60 рублей, а еще лучше захватить с собой полную канистру. На границе нет никаких постов, проверок. Если бы не обменные пункты и палатки, где оформляют грин карты, мы бы даже и не заметили, что пересекли границу.
По Белоруссии ехать с одной стороны легко, это не Подмосковье, машин практически нет, но с другой стороны на пустой дороге скоростной режим 70 или 90, и только на некоторых участках 120 км/ч. Вся трасса утыкана камерами и радарами. Ох, как непросто в таких условиях русскому водиле не потерять выдержку!
В Минске пришлось поискать жилье. Наскоком как в Смоленске квартиру найти не удалось: все снято и забронировано русскими туристами. Пришлось поселиться в гостинице. Стандартный номер стоит 150-200 рублей. (не пугайтесь, это в белорусской валюте). До 2016 номер в гостинице вообще стоил 1 млн руб ( в старой местной валюте). Миллионерами чувствуешь себя недолго: купить местную "симку", перекусить в кафе,пара сувениров, магнитики, билеты в музей- вот и разбежался один миллион. С таким курсом валюты на кассе в супермаркете входишь в ступор: тысяча рублей за коробок спичек- это круто! Сейчас курс валют 1 БР= 28 РР
По Минску мы передвигались на метро. Нам понравилась демократичная цена за проезд- всего 30 рублей по нашему (когда научишься быстро калькулировать соотношение валют, то появляется больше позитива), веселенький розовый цвет жетончиков и много советской атрибутики на станциях.
В стиле Советского классицизма построена главная улица Минска проспект
Независимости: внушительные здания государственных университетов, здание
Правительства, ГУМа. На площади находится очень красивый костел Св. Елены и Симеона. Он сделан из красного кирпича, поэтому его называют
красным костелом. Если свернуть с проспекта, то попадаешь в Верхний город. Это историческая часть , где дороги из брусчатки, много храмов, церквей, сувенирных лавочек.
Вечером очень красиво смотрится здание вокзала . Кстати, на белорусском языке железнодорожный вокзал пишется "чЫгуначный вАкзал". Вообще, глядя на белорусские слова , типа " жЫлье" , "милицЫя", "вАрАбей", начинаешь судорожно вспоминать словарные слова и правила правописания «жи- ши, ча- ща» из начальной школы. После пересчета валют это второй случай, когда ты впадаешь в ступор.
Вечером советую доехать до здания Национальной библиотеки. Оно представляет собой форму тетраэдра, и в темноте на его гранях
бегущие огоньки складываются в надписи или узоры. На крыше
Библиотеки расположена смотровая площадка. Она работает до 23.00. Поднимаешься на скоростном лифте и рассматриваешь
ночной город в телескоп. Очень романтично!
У нас был в запасе еще целый день, который , согласно нашей программе, можно было провести в Минском ботаническом саду, сходить на
концерт, но мы вдруг подумали о Бресте. От Москвы отмахали 800 км, что нам стоит еще 300 проехать! Тем более, путешествовать по Белоруссии приятно. Чисто, аккуратно, спокойная атмосфера, ни брошенных окурков, ни пустых бутылок и в столице, и по трассе, и даже в скромных деревеньках идеальная чистота и порядок. Это визитная карточка белорусов. Молодцы!
В Бресте мы ,конечно же , отправились в легендарную
крепость.
А еще в Бресте есть музей паровозов и пешеходная улица -Брестский Арбат.
Народ в Бресте закрытый, суровый. Отвечают
односложно: да, нет, не знаю. Местные магазины забиты польской продукцией, на Арбате сплошные пиццерии и бургер-кафе. В общем, решили мы поискать белорусский колорит в другом месте и отправились в Барановичи. Заглянули в корчму - так в Белоруссии называют постоялый двор, где путешественники могут переночевать и поесть. Деревянные столы и лавки, камин, национальная кухня: драники со сметаной, Лидский квас, грибной суп с ушками (в качестве ушек выступают жареные пельмени с грибной начинкой), мочата. Последнее представляет из себя толстый блин, на который выложены кусочки свинины, домашней колбаски и все залито сметанно-сырным соусом. Просто
ням-ням!
Самое главное, еда такая сытная, что в течение следующих суток не хочется есть вообще. Довольные и отдохнувшие мы решили изменить маршрут и доехать до России через Бобруйск. Городок небольшой, но Бобруйский форт сыграл в войне 1812 года важную роль. До наших дней сохранились несколько арсеналов, окруженные мощными земляными валами. Фрагменты крепости находятся под защитой государства.
В Бобруйске по сравнению со столицей очень смешные цены. Именно здесь в неприглядных магазинчиках мы купили и знаменитый белорусский трикотаж, и лен, и местную косметику.
А дальше мы помчались до границы. Дорога понравилась тем, что движения никакого нет (ну, если только трактор с поля выскочит), постов ГИБДД нет, и камер тоже. В тихих деревушках на нас удивленно глазели аисты из своих гнезд: не привыкли к реву мотора.
Кстати, на этом участке нам пригодилась та самая запасная канистра бензина и непроходящее ощущение сытости от дранников. До первого российского города заправок и кафе не наблюдалось. Так без пробок на кураже и комфортной скорости доехали до Коломны. Обратная дорога показалась короче. Может, потому что мы ехали домой, в Россию.
Запланированный маршрут на авто: Коломна-Смоленск- Минск, 4 дня вместе с дорогой.
Реальный маршрут: Коломна-Смоленск- Минск- Брест-Бобруйск, 5 дней вместе с дорогой.