Среда, 28 июня - «Крымская газета».
Постановку разыгрывают в чаше пустого зимнего бассейна пансионата «Южный».
ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ
Сюжет этой постановки развивается вокруг группы художников-авангардистов. Происходит инцидент, во время которого самая преуспевающая участница этого объединения разбивается о дно пустого бассейна. Но даже получив серьёзные травмы, выживает. Произошедшее вызывает у её менее успешных приятелей разные чувства – сожаление, злорадство, зависть, вожделение, ненависть. Кому-то из них приходит мысль сделать серию снимков пациентки в больничной палате. Несколько кощунственный поступок превращается в акт творения – в фотографии, которые повествуют о выздоровлении женщины. А затем и она сама, придя в сознание, включается в этот процесс. Но это только обостряет существующий разлад в группе художников.
Постановка оставляет у зрителей много вопросов: с какого момента начинается произведение искусства, кому оно принадлежит – автору идеи или тому, кто его воплощает, как сочетаются мораль и искусство, на какие жертвы может пойти тот, кто жаждет славы и признания. Отсюда и возникает название спектакля, символизирующего вечную проблему выбора: как мы сохраняем то, что нам нужно, почему устраняем наименее ценное.
– Эта история по мотивам биографий англоязычных и русскоязычных современных художников. Мы их не называем, потому что интереснее, когда сами зрители найдут ответ, кто эти люди. Некие маячки мы расставляем в тексте самого спектакля, там звучат имена известных культовых художников XX – начала XXI века, – поясняет концепцию режиссёр спектакля Дмитрий Кириченко.
Все роли в постановке исполняет артист театра и кино, актёр Cевастопольского театра им. А. В. Луначарского Роман Шукри. В качестве основного рассказчика он может легко как щебетать, воплощая типичного представителя богемы, так и срываться в бешеную экзальтацию, захлёбываясь параноидальным бормотанием. В его голосе то холодный кафель, то брызги, окатывающие не подозревающего зрителя.
– Несмотря на возрастные ограничения 18+, зритель должен быть тоже подготовленным. Если не ходишь в театр, не ориентируешься в вопросах современного искусства, то не всё может быть принято, – предупреждает режиссёр.
РИСУНОК НА КАФЕЛЕ
Идея поставить спектакль в чаше пустого бассейна возникла спонтанно.
– Мы приехали сюда в феврале снимать афишу спектакля. Жуткий холод – плюс один градус. Был пятый час съёмок, и бедный актёр покрылся гусиной кожей. И я предложил играть здесь, – рассказывает режиссёр. – Люди приходят в театр, там бархатные кресла, занавес, напитки. Но здесь другая площадка, которая настраивает на нечто иное, – отмечает он.
Однако постановка не относится к так называемому театру специально предназначенных мест.
– Я категорически не называю этот спектакль в жанре сайт-специфик, потому что сегодня мы играем в бассейне. Другая идея – сыграть его в современной картинной галерее искусства, чтобы тоже было ощущение сопричастности, – отмечает Дмитрий Кириченко.
Для большего погружения в атмосферу спектакля были введены несколько предисловий. За сутки до начала представления на электронную почту зрителя приходит короткое видео сюрреалистического характера, а до начала самого действия публике предлагается прогуляться по выставке современного искусства и прослушать загадочную аудиозапись. Все эти обрывочные эпизоды после просмотра спектакля должны сложиться в какую-то одну картину. Однако последовательность этих частей не строгая. Можно и вовсе ограничиться одним спектаклем.
– У меня есть принцип: зритель должен получить в театре новый чувственно-эмоциональный опыт. Я с этой идеей делал спектакль. Просветительская функция, безусловно, нужна театру. Нельзя без конца брать классику. Много пьес, которые театр просто не замечает, даже классических, – отметил Дмитрий Кириченко. – Эта история многоадресна в том, что каждый может найти что-то важное для себя.
Борис СЕДЕНКО