(Для тех, кому интересно увидеть начало — первая часть)
Наступал 20 век, а гипотеза Лоуэлла о каналах на Марсе и развитой цивилизации, что их построила, всё ещё продолжала существовать и захватывать людские умы. Однако, вместе с астрономией развивалась и другая отрасль — массовая литература. Пока она ещё не породила научную фантастику, до этого было далеко. Однако, начало было положено английским писателем Перси Грегом. В 1880 году он выпустил роман "Через Зодиак", породивший тот жанр, что среди ценителей потом будут называть "Меч и планета". Приключения, драки на мечах, псведо-фентези — и всё это на поверхности иного мира!
В этом же произведении впервые появляются и марсиане — миниатюрные, не знающие о жизни за пределами своей планеты и принимающие героя за просто высокого соплеменника.
Правда, хотя Грег и был первопроходцем в своём жанре, ему не повезло с популяризацией. "Меч и планету" успешно монополизировал Берроуз, о котором мы ещё поговорим в будущих главах. А вот марсиан превратил в успешный и узнаваемый бренд уже некто иной. Доктор биологии, социалист, отец научной фантастики и просто знаменитый человек... Герберт Джордж Уэллс.
Спустя 17 лет после книги Грега, в 1897 году, свет увидел не первый роман о марсианах и не первый роман о вторжении инопланетян, но в обоих этих стезях самый известный — "Война Миров".
Малость о сюжете
Сюжет, на первый взгляд, довольно прост и незамысловат — прилетают на землю с Марса цилиндры из неизвестного металла (прилетают не как более поздние "тарелки", а как снаряды из гигантской пушки), из них вылезают захватчики с вооружением, превосходящим земное на тот момент, быстро разбивают всю английскую армию, наведя на острове хаос и превратив его в свою базу, и уже готовятся идти дальше... Но погибают по причине заражения земными бактериями. Однако стоит посмотреть на несколько вещей уже под иным углом. А именно, на обстоятельства и на самих марсиан.
Марсиане и их техника
Итак, начнём, пожалуй, с внешности наших "гостей". Выглядят они... Довольно своеобразно, и из знакомых землянину образов больше сошли бы за огромного осьминога, которого выволокли на сушу. Толстое тело, склизкая бурая кожа без волос, пучки длинных щупалец у губастого рта, огромные глаза, подобные совиным... Действительно чужеродно, не так ли? Особенно для жителя викторианской Англии.
Несмотря на чужеродность, в то же время они довольно примитивны в плане своего строения. Сами ходить они по земле не способны — давление атмосферы для них слишком огромно. Поэтому они либо ползают, либо сидят внутри средств передвижения. Возможно, на Марсе они и могут ходить на щупальцах — но за подобным их на земле не наблюдали.
Всю область их тела занимает не так уж много органов. Основные по важности у них — это лишь глаза, щупальца, и огромный мозг, развитый, подобающий развитому существу. Однако, разум у них стал более точным и бесчувственным, поскольку системы, ответственные за чувства, исчезли. У них нету ни половой системы, ни понятия пола — они размножаются почкованием. Нету у них и пищеварительной системы — получают необходимые вещества они, перекачивая кровь другого организма в свой напрямую. Что примечательно, организмы-"доноры" являются полноценными гуманоидами — такие были и на самом Марсе, и везлись, как продовольствие в путь на Землю, и так же марсиане воспринимают людей — как кровонесущий "скот".
(Возможно, это значит, что это ещё и первые... Космические вампиры?)
А теперь — об их машинах и технике. То, что вы видите сверху — есть, в сути своей, чуть ли не их "визитная карточка" — треножник. Просторная кабина, стоящая на трёх гибких и ловких "ногах" и экипированная множеством "рук-щупалец" для захвата цели и удержания оружия.
Стоит сразу сказать, что особо сильной защитой в романе треножники не обладали — их сила была в их ловкости и их оружии.
А оружие было действительно действенным! Тепловой луч, из ретрансляторов нагревающий воздух до ужасающей жары по траектории луча — и невидимый для цели. И чёрный дым — выбрасываемый из специальных труб, убивавший все на пути и долго не уходивший со своего места. Даже там, откуда он ушёл, оставались его ядовитые осадки в виде чёрных хлопьев.
Среди прочих машин имелся и многощупальцевый копатель, использующийся в переработке аллюминия из глины, и недостроенный (к счастью) летательный аппарат. Стоит также отметить, что несмотря на весь уровень своей цивилизации, ни в одной из марсианских машин не использовалось ни единого колеса. Возможно, оно так и не было изобретено.
Обстоятельства и аллегории
А теперь об обстоятельствах... Существа, пришедшие из-за границ "обитаемого мира", с лёгкостью побеждающие местных жителей и обращающие их в рабов, но умирающие от местных болезней, поскольку не имели к ним иммунитета... Ничего не напоминает?
Именно. Британские колонисты, несущие "Бремя Белого Человека" в Индию и Африку, но умирающие от лихорадки малярии и прочих экзотических болезней — также, как и марсиане погибли от бактерий иного мира, к которым иммунитет выработать не могли или не успели.
Но была и ещё одна подоплёка. В ту пору мир, хотя и не пылал пламенем войны, но был близок к этому. И апогеем страха именно для британцев была высадка кого-то могучего и грозного прямиком в метрополию — в Англию.
Уэллс, будучи фантастом, но и реалистом, соединил это всё воедино. И в итоге вышло так, что в "Войне Миров" сами британцы оказались на позиции "индусов", тогда как "колонизаторами" стали марсиане. Уэллс ещё в начале подсвечивает, что также людьми были уничтожены и множество животных, и коренных народов разных стран. Поэтому не стоит марсиан судить слишком строго.
Уэллс не обеляет марсиан и не делает их теми, кто совершает захват ради самого захвата. У него они представлены, как чужеродная угроза — но угроза, всё же остающаяся разумной. Угроза, в которую можно взглянуть и понять "это же я"! И перестать делать то, что делает тебя таким. Да и сама внешность марсиан отсылается на более ранее эссе Уэллса " Человек миллионного года", где также от человека должны были остаться лишь мозг, глаза да руки.
А что в итоге?
"Война Миров", хотя и популяризировала пришельцев, но вместе с тем затрагивала и вопросы вроде колониализма, разума... И возможно, дальнейших путей человечества. Возможно, именно за свою глубину, интересный, хотя и простой сюжет, и живых персонажей-людей она крепко вошла "в народ". И живёт в нём и по сей день со множеством отдельных продолжений от иных авторов, экранизаций, видеоигр и даже рок-оперы.
Уэллс своим произведением куда сильнее расширил границы "обитаемого космоса" и Марс уже начал входить в "Пантеон Обитаемых Планет". Однако, пока что о Марсе никто не писал детально. Впрочем, до этого оставалось немного... Но это уже совсем другая история.