Найти тему

Как выбрать фотоаппарат? Какие из советов и мнений лучше проигнорировать.

Оглавление
Самое сложное, что есть у человека - это выбор.
Самое сложное, что есть у человека - это выбор.

Каждый раз, когда начинающий фотограф, фотограф-любитель или просто обыватель, желающий делать памятные снимки для семейного альбома с чуть большим качеством и возможностями, чем позволяет мобильный телефон, задаёт вопрос в сети о том, какой приобрести фотоаппарат, на него валится целый ворох различных, порой противоречащих друг-другу советов. Как отсеять полезные? Давайте разберёмся.

1. Выбираем тип фотоаппарата.

Фотоаппараты различных типов: зеркалка, две беззеркали и компактная мыльница.
Фотоаппараты различных типов: зеркалка, две беззеркали и компактная мыльница.

Если кто-то с пеной у рта доказывает вам, что зеркалка/беззеркалка, полный кадр/кроп и.т.п. - это лучшая камера на свете, а остальное не стоит даже рассматривать, то скорее всего это ошибочное мнение, а человек сильно предвзят.

В любом классе фототехники, будь то камеры со сменной оптикой или со встроенной, зеркальные или беззеркальные, везде есть камеры, удовлетворяющие любителя в 90% случаев.

Ответы на то, что вам больше нужно в данный момент на самом деле просты:

  • Хотите простой путь, без постоянного поиска дополнительного оборудования и оптики - берите камеру со встроенным объективом. Иногда, если ваша задача очень узкого плана и не вы не хотите дополнительных возможностей, то надо рассмотреть камеру, снабжённую объективом с фиксированным фокусным расстоянием, лишённую зума. Она будет меньше, проще, надёжней, а качество изображения для конкретной задачи будет выше, плюс ко всему это лучшие камеры по соотношению качество/вес.
  • Если же вам интересно иметь возможность постоянно менять характер того, как снимает ваша камера, изменять в любом диапазоне крупность (угол охвата) изображения, использовать различные эффекты и постоянно расширять задачи, то ваш выбор - это системные фотоаппараты со сменной оптикой.
  • Зеркалка или беззеркалка? Единственные критерии это актуальность или экономия. Зеркальные фотоаппараты не уступают по качеству изображения, но их время уходит, зато падает цена, так что это идеальный вариант, что бы сэкономить, если ваши требования не запредельны (например съёмка видео в 4К). Но если вы хотите более актуальную технику, готовы покупать дорогую оптику и аксессуары, то беззеркальная техника сохранит ценность и актуальность гораздо дольше.
  • Лучшей из камер одного поколения (года выпуска) в среднем всегда будет та, матрица которой имеет больший физический размер. Просто поставив в качестве ограничений - габариты, вес (если всё же хочется камеру полегче) и цену камеры, вы всегда можете найти оптимум.

2. О важности визирования и просмотра.

Даже у самых лучших по качеству выходного изображения фотоаппаратов иногда бывает сильнейший недостаток - неудобство визирования, поиска кадра и визуального определения характеристик уже отснятого материала (резкость, цвет).

Тут никакие советы могут не помочь, нужно изучить самостоятельно: видоискатель (если он есть) и экран фотоаппарата. Желательно как на открытом воздухе при ярком солнечном свете, так и в темноте. Если например экран фотоаппарата слепнет на ярком солнце и вы не можете ничего на нём различить для съёмки и просмотра, видоискатель при недостатке света совсем темный или выдаёт сильный цифровой шум (в случае электронного видоискателя) вместо изображения, то вы будете испытывать постоянные трудности при работе с данным фотоаппаратом.

Так же экран может сильно искажать цвета и не иметь подстройки по цвету, это осложнит оценку правильности баланса белого у снятого вами кадра.

Так же стоит помнить, что любые оптические видоискатели полезней для ваших глаз, чём электронные и не только не имеют недостатков цифровых (искажение цвета, цифровой шум), но и берегут ваше зрение. А есть они не только у зеркальных фотоаппаратов или допотопных компактов. Например, у фотоаппаратов линейки Fujifilm X-Pro есть гибридный видоискатель, меняющий ЭВИ на несопряженный оптический видоискатель с рамками кадра под разные фокусные расстояния, такой видоискатель может частично снять с ваших глаз нагрузку при поиске кадра.

Сетка с рамками для различных ФР в оптическом видоискателе фотоаппарата  Fujifilm X-Pro3. Фото из сети.
Сетка с рамками для различных ФР в оптическом видоискателе фотоаппарата Fujifilm X-Pro3. Фото из сети.

3. Убийственные функции - это не аргумент.

Когда кто-то безапелляционно заявляет, что наличие какой-то одной функции у камер какого-то типа или производителя ставит его однозначно выше любых других, то стоит усомниться в адекватности этого мнения.

Особенно это ярко выражено, если из многих конкурентов на рынке никто больше не захотел внедрить эту функцию в свою технику, а сам автор восторженных отзывов - использует её очень редко, но при этом нахваливает, как что-то весьма необходимое.

Примером тому могут служить функции: PowerZoom, моторизирующая не только автофокус, но и зуммирование, Eye Control - позволяющая выбирать точку автофокуса движением зрачка глаза или Live Composite, достраивающая на длительной экспозиции только участки с самым большим уровнем яркости (в основном применима для съёмки салютов и композиций со световой кистью).

Кадр снятый с применением функции Live Composite. Легко повторяется без её применения, используя штатив, нейтральный фильтр и длинную выдержку.
Кадр снятый с применением функции Live Composite. Легко повторяется без её применения, используя штатив, нейтральный фильтр и длинную выдержку.

Главные качества камеры: разрешение изображения, шумность на высоких ISO, диапазон выдержек затвора, скорость и точность автофоуса, время записи в буфер и его объём, скорость серийной съёмки, динамический диапазон яркостей, который может воспринять система матрица/процессор/ПО.

Если камера слаба по этим главным параметрам, то какие-то особенные функции её вряд ли спасут.

Точно так же функции могут быть избыточны и не нужны, камера гипер-зум с кратностью приближения х40 вряд ли будет всё время использоваться по назначению, если вы не охотитесь на самолёты в небе ли птиц на дальних ветках. А в жертву этой "греющей душу" функции вы принесёте и качество изображения (у таких камер крошечные матрицы), и размер (топовые гиперзумы размером догоняют зеркалку с китовым объективом, а весом достигают 1,5 кг), и цену.

4. Вес и удобство - вечные враги.

В бесконечном снижении веса нет смысла, если качество, удобство и функционал упадает ниже предела, доступного простенькому смартфону.

Совсем маленькая камера (особенно системная) - это всегда компромисс, на ней не разместить много органов управления, у неё будет неудобный, неплотный хват, в жертву скорее всего будут принесены отдельный видоискатель или хороший крупный экран для просмотра.

Более того, какой-либо класс камеры не гарантирует компактность, компактные решения есть везде. Беззеркалка с маленькой матрицей будет иметь скромный размер камеры и оптики, малый вес, но плохую эргономику и пониженное качество изображения, за всё придётся заплатить.

Как бы нам не хотелось, но эти комплекты не равноценны. Фото из сети.
Как бы нам не хотелось, но эти комплекты не равноценны. Фото из сети.

При этом для тех, кто имеет пониженные требования к качеству картинки, но при этом тягу к творческим экспериментам это может стать неплохим выбором.

Но хорошее управление и хват - это всегда относительно крупная камера вне зависимости от типа.

5. Маркетинг и реальные показатели.

Неважно, как позиционирует производитель свою продукцию. Вам могут 100 раз подряд повторить, что техника профессиональная, но, как и от повторения слова "халва" - слаще не станет.

Есть немало примеров, когда фототехника, позиционирующаяся, как профессиональная - уступает среднему или любительскому классу в качестве изображения:

"Профессиональный" фотоаппарат Olympus просто в одни ворота проигрывает топу любительского сегмента от Sony того же года выпуска. Сравнение на сайте https://camspex.com.
"Профессиональный" фотоаппарат Olympus просто в одни ворота проигрывает топу любительского сегмента от Sony того же года выпуска. Сравнение на сайте https://camspex.com.

Самое забавное, что даже в состоянии б/у эти камеры до сих пор отличаются по цене в 5(!) раз в пропорции обратной качеству картинки, вот такой парадокс.

Тем более, не стоит гнаться за старой профессиональной техникой, порой хороший функционал и эргономика соседствуют с качеством изображения более низким чем у средненького фотоаппарата наших дней. А мы покупаем камеры в первую очередь, что бы получать изображения, а не ради кнопочек и крутилок!

Профессиональная камера и любительский средний класс от Canon с разницей в 7 лет. Сравнение на сайте https://camspex.com.
Профессиональная камера и любительский средний класс от Canon с разницей в 7 лет. Сравнение на сайте https://camspex.com.

На примере выше - видно, что топовый Canon 1D MIV проигрывает и по глубине цвета и по динамическому диапазону воспринимаемых яркостей изображения Canon 80D 2016 года, при практически равной стоимости б/у камер. Небольшое преимущество в работе на высоких ISO полностью нивелируются более слабыми видео возможностями (отсутствие автофокуса в видео, режима 1080/60p, порта для контроля записываемого звука через наушники), огромными весом и размером, отсутствием поворотного экрана, устаревшей системой автофокуса, тогда как у Canon 80D более совершенная, как фазовая система фокусировки, так и автофокусировка в LiveView c технологией DualPixel.

Причём разница в предельном диапазоне воспринимаемых яркостей лучше у Canon 80D не только в абсолютных показателях, а на диапазоне почти до ISO 400, т.е. на основных пейзажных режимах:

График с сайта https://photonstophotos.net.
График с сайта https://photonstophotos.net.

По совокупности показателей более свежая камера выглядит более убедительно.

Так что я советую не лениться и как в данном примере - чаще сравнивать характеристики камер на таких ресурсах, как camspex.com, photonstophotos.net и dpreview.com.

Все, кто кричат об абсолютной необъективности представленных там тестов, почти всегда либо предвзяты, либо являются сторонниками каких-либо не оптимальных решений.

6. Живые для живых.

Начиная свою новую фото-историю не стоит тащить с собой артефакты прошлого. Совсем абсурдным выглядит выбор мёртвых зеркальных систем, таких как например: Olympus 4/3, Sony или Sigma. Так же не стоит уповать на компании, которые находятся в предынфарктном состоянии, типа тех же Olympus, но в беззеркальном исполнении.

Многие фирмы бросают некоторые свои стандарты, например Canon скорее всего скоро оставит свой беззеркальный байонет EOS-M и сосредоточится на старшем байонете EOS-R.

Фотоаппаратов и объективов того класса и производителя, который вы хотите приобрести должно быть много в продаже, как новыми так и б/у, должны быть анонсы техники, планируемой к выпуску, а существующая должна иметь хорошую сеть сервисных центров.

Не создавайте себе сами проблем в будущем.

Главные из текущих производителей на сегодня это: Sony, Canon, Nikon, Fujifilm и Panasonic. Выбирать лучше из них.

Основные бренды на рынке. Фото из сети.
Основные бренды на рынке. Фото из сети.

7. Проблемы роста.

Если вы, хотя бы потенциально, рассматриваете возможность, что ваше увлечение фотографией продлится долго, а то и перерастёт в профессию, то выбирать себе системный фотоаппарат стоит от производителя, в линейке которого есть решения разных классов, в том числе и профессиональные. В идеале, если топовые камеры будут иметь с вашей один тип крепления оптики (байонет).

И лучше всего, если компания содержит среди выпускаемых моделей полнокадровые беззеркальные камеры. Таких производителей на рынке сейчас пять: Sony, Nikon, Canon, Sigma, LEICA и Panasonic. Учитывая, что Sigma, LEICA и Panasonic - это по сути одна система (с общим креплением оптики и совместными разработками по электронике), где LEICA отвечает за премиум сегмент, а Sigma за камеры специализированные для видео, потенциальный выбор сокращается ещё сильней.

Зеркальные модели Canon и Nikon с полнокадровыми и кроп матрицами. Фото из сети.
Зеркальные модели Canon и Nikon с полнокадровыми и кроп матрицами. Фото из сети.

8. Сила бренда.

Когда кто-то вам заявляет, что есть только один какой-то хороший бренд, а все остальные внимания не достойны, знайте, извилина у этого человека скорее всего тоже одна.

"Не связывайтесь с лучшими!" Шутка смешная, но Sony и Panasonic не увидели в ней доли правды. Фото из сети.
"Не связывайтесь с лучшими!" Шутка смешная, но Sony и Panasonic не увидели в ней доли правды. Фото из сети.

Конкуренция на рынке беззеркальных фотоаппаратов настолько высока, что совсем плохих камер сейчас практически не выпускают, а все выжившие зеркальные системы - доказали свою состоятельность уже давно. Получается, что выбор сейчас необходимо делать на основе других критериев: какая эргономика и логика управления вам приятней, что вписывается в ваш бюджет, есть ли объектив(объективы) ради особенных свойств которого вы готовы выбрать конкретный бренд, настройки цвета и баланса беглого какой камеры вам нравятся больше, т.е. чей Color management вам ближе.

Ну а если у Вас есть зеркальная камера какого-то из крупных живых брендов, оптика которой может работать на современных беззеркалках через переходник, то выбор может быть вообще очевиден и менять системы из-за чьего-то взбалмошного мнения не стоит.

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!