Найти тему
Neftegaz.RU

Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации в России до 2030 г.

Читайте больше новостей в нашем Telegram-канале

В течение ближайших 6,5 лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.


Правительство РФ утвердило стратегию развития
беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г.
Соответствующее распоряжение (от 21 июня 2023 г. №1630-р) подписал премьер-министр РФ
М. Мишустин.

Главная цель - в течение ближайших 6,5 лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.

Как подчеркнул первый вице-премьер А. Белоусов, сейчас правительство завершает создание нацпроекта по развитию беспилотной авиации.
Параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование нацпроекта развития беспилотных авиационных систем.
Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии.

Объем рынка

Объем рынка беспилотных авиационных систем в России, согласно оптимистичному сценарию, к 2035 г. может составить более 1 млн ед.
При этом в соответствии с базовым сценарием этот объем может составить чуть менее 1 млн БАС.

Также, согласно базовому сценарию, доля БАС российского производства в общем объеме российского рынка беспилотников к 2035 г. может составить 80%, а в соответствии с прогрессивным сценарием - 85%.

Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14%/год.
Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025-2027 гг.

Система сертификации

Система сертификации беспилотных авиационных систем должна быть разработана в России к 2030 г.
Сферы применения
Наибольший потенциал для применения беспилотников отмечается в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, а также доставке грузов в труднодоступные районы.

Сейчас БПЛА уже применяются для инспекции состояния энергосетей, что позволило сократить сроки проверок в 5 раз и снизить риск возникновения аварий в 8 раз.

В картографии и кадастре использование беспилотников снизило стоимость работ на 20%, в сфере экологического контроля БПЛА позволяют выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов.

Ключевые направления стратегии

Стратегия определяет 5 ключевых направлений развития беспилотной авиации:

  • стимулирование спроса на отечественные беспилотники;
  • разработка и серийный выпуск БПЛА, а также создание центров внедрения новых технологий при создании беспилотников;
  • развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов;
  • подготовка кадров;
  • исследования в сфере БАС.

Так, например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 г. будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем.
Ответственными за это направление определены Минпромторг, правительство Москвы, АНО Национальная технологическая инициатива и ряд других организаций.

Кадровый резерв

В 2024 г. планируется начать разработку учебных модулей и курсов обучения по беспилотникам и их внедрение в программы общего, среднего профессионального и высшего образования.

Как следует из сообщения кабмина, этой работой займутся Минпросвещения, Минобрнауки, правительство Москвы, АНО Университет НТИ 2035.
Кроме того, ведомствам поручено создать цифровой реестр кадров БАС, включающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой области.

Единый заказчик

Создание базового заказчика в России в период 2023-2027 гг. позволит консолидировать спрос и предложение на беспилотные авиационные системы и решить проблемы ограниченных заказов и мелкосерийного производства, говорится в стратегии.
Реализация роли базового заказчика предполагается в период 2023-2027 гг.

При этом по мере развития рынка беспилотных авиационных систем роль базового заказчика может быть исключена.