В Калининграде есть исторические здания, которые сохранили свой функционал из восточно-прусского Кёнигсберга. Но есть ещё и необычный вариант – преемственность места, а не строения. Чтобы понять о чём идёт речь, нам придётся изучить вопрос театральной жизни Кёнигсберга.
Первый профессиональный театральный коллектив сформирован в Кёнигсберге в середине XVIII века и выступал в съемном помещении по Кройце-штрассе (совр. ул. Салтыкова-Щедрина). Землю для строительства стационарной театральной сцены в 1753 году даровал король Пруссии Фридрих Великий. Директором театра был Кондрат Эрнст Аккерман, который ещё не понимал какое направление придётся по душе жителям города, поэтому одновременно занимался как организацией театральных постановок, так и выступлениями хоров. Дух времени всё расставил по местам и вот уже капельмейстер Мюле даёт с аншлагами оперы Моцарта.
Свое здание Кёнигсбергский оперный театр (нем. Opernhaus) получил в 1810 году, а располагалось оно на Театральной площади (Theaterplatz). Позже его название трансформируется в Городской театр (Stadttheater). Внутри имелось роскошное оформление, которое соответствовало посетителям – аристократам. Красивое здание не пережило вторую мировую войну. Сейчас на его месте стоит дом по адресу: ул. Университетская 4-10.
В 1893 году театральная группа имела в своём составе 18 солистов, 22 драматических актёра, 40 человек хора, балетную группу из 11 человек и оркестр из 45 музыкантов.
В 1836 году, вслед за своей невестой, актрисой Минной Планер, в Кёнигсберг приехал крупнейший реформатор оперы, немецкий дирижёр и композитор Вильгельм Рихард Вагнер. Обвенчавшаяся в Трагхаймской кирхе пара, успела поработать в местной опере.
В 1883 году в оперном театре Кёнигсберга, впервые в жизни в должности дирижёра выступил будущий основатель школы дирижёрского искусства австрийский композитор Феликс Вайнгартнер. Через 8 лет этот гений станет первым дирижёром Королевской оперы в Берлине, а затем возглавит Венскую оперу.
В 1910 году у здания Городского театра установили бронзовый памятник немецкому поэту, драматургу и философу Фридриху Шиллеру. Автором был преподаватель кафедры скульптуры Академии художеств Кёнигсберга Станислав Кауэр. Официальная причина – в честь 100-летия театра, а мотивировочная база: первая постановка Оперного театра в 1810 году была на последнюю пьесу Шиллера «Вильгельм Телль».
Следующим по хронологии в Кёнигсберге появился Драматический театр. Коллектив сформирован 8 сентября 1910 года. Его дебютным спектаклем была постановка «Что вы хотите» по Шекспиру. Тогда этот театр ещё не имел собственного помещения и выступал на сцене Россгратенского пассажа.
Здание располагалось на Пассажной улице, которая являлась частью треугольника с улицами Фордерросгартен-штрассе (ныне ул. Клиническая) и Кёниг-штрассе (совр. ул. Фрунзе). Строение до наших дней не сохранилось.
В 1911-1912 годах на углу Хуфеналле и Ганзаринг, в том месте, где сейчас на проспекте Мира располагается Калининградский областной театр, построено здание, получившее название «Новый театр Луизы». Его заказчиком выступало частное лицо - Мартин Кляйн. Архитектор – Отто Вальтер Куккук, тот самый, который несколькими годами до этого построил комплекс водонапорной башни и водолечебницы в Раушене (совр. Светлогорск). Узнаваемость объект получил за счёт портала с шестью массивными колоннами и широкой башни, выглядывавшей из ската крыши.
Надо понимать, что в это время район Хуфен только начинал становиться частью Кёнигсберга. Ещё «вчера» это был пригород с лесным массивом, парками и прогулочной аллеей, а на месте здания театра стоял дом лесничего, а уже «сегодня» здесь строили массивные здания и появлялись дома с высокими потолками для чиновников. Из-за последних район возле театр даже получил название «дворянское гнездо», да и репертуар театра был подстроен под публику – лёгкие и банальные водевили.
В августе 1914 года, когда русская императорская армия вошла на территорию Восточной Пруссии, внутри «Нового театра Луизы» разместился лазарет. В 1917 году в стенах театра проходила Неделя Гофмана, приуроченная к 175-летию кёнигсбержского писателя-сказочника.
После первой мировой войны, подавленному населению не нужны были серьёзные постановки, а сам театр похоже разорился. По крайней мере в 1923 году он перестраивается новым владельцем Дюмоном дю Войтелем под «Комическую оперу», лишаясь своей главной архитектурной изюминки – портала (фасад был расчленён по вертикали десятью простыми пилястрами высотой в два этажа). Но и этот проект провалился – экономическую депрессию не побороть поющими мимами.
В период Веймарской республики и экономического кризиса, дабы не потерять театральную жизнь, управление ею берёт на себя муниципалитет, который в 1925 году выкупает оба театра и вводит финальное разделение: в Городском театре будут давать только оперы, в Новом театре Луизы – работает драматическая труппа. В 1926 году появился ещё один театр «Нижнепрусская сцена», который служил для популяризации и сохранения нижнегерманского диалекта (платт-дойча) и ездил с постановками по деревням и малым городам Восточной Пруссии.
К 1927 году был несколько перестроен Новый театр Луизы, который теперь получил название Новый Драматический театр. Отныне фасад выдержан в прагматичном стиле. С высокой черепичной крыши была удалена башня. Тонкий навес, поддерживаемый колоннами, образовывал открытый вестибюль. С южной стороны появилась пристройка, в которой открылось кафе «Трокадеро». Внутренние интерьеры оформлял Оскар Кауфманн из Берлина.
В 1934 году труппа Драматического театра играла во дворе Королевского замка спектакли «Гётц фон Берлихинген» и «Орлеанска дева».
В том же году памятник Шиллеру перенесли от Городского театра в сквер перед Драматическим театром, что было вполне логичным решением.
Во время английских бомбардировок в августе 1944 года, существенно пострадали оба театральных здания: разрушены крыши, частично перекрытия несущих конструкций, полностью выгорели внутренние пространства. Городской театр разобрали, а Драматический простоял в таком виде до конца 1950-ых годов.
Тем временам в советском Калининграде уже работала театральная труппа, которая состояла в основном из выпускников Московского театрального института и под руководством режиссёра Котлярова. Она дала первое представление 6 ноября 1947 года спектаклем «Парень из нашего двора». Действо проходило в зале на 300 мест в одном из помещений по улице Красной.
В 1950 году театру предоставили здание по адресу: улица Бассейна, 42. 14 сентября в зале на 488 мест состоялся дебют спектаклем «Голос Америки». Здесь труппа играла до 1959 года, после чего в стенах небольшого здания стала работать Калининградская студия телевидения. В эти годы театр возглавлял режиссер Корогодский, впервые поставивший популярную и ныне «Виллу Эдит». 22 апреля 1960 года состоялась премьера спектакля «Дали неоглядные» уже в новом здании, которое сейчас нам и известно как Калининградский драматический театр …
В 1950-ых московский проектный институт «Гипротеатр» разработал план восстановления немецкого Драматического театра, а его исполнение возложили на строительное управление Балтфлота. Впрочем, восстановлением это вряд ли можно назвать, т.к. от прошлой конструкции сохранены лишь важные части стеновой конструкции.
Здание, с 931 зрительным местом, было сдано в 1959 году. Его лицевой фасад представлял собой мощный портик в стиле неоклассицизма с шестью тяжёлыми коринфскими колоннами. Партработники тут же испугались: как такая вычурность может быть в нашем скромном новом советском городе? Забыли, видимо, что проектом занимались не местные архитекторы, а он был ниспослан прямо из Москвы и олицетворял эпоху «сталинской роскоши» в архитектуре.
Московские архитекторы быстро успокоили калининградских чиновников, объяснив массивность портика с колоннами желанием создать единый архитектурный ансамбль со зданием бывшей Верховной дирекции почт. И действительно, здание, находящееся в паре сотен метров и в котором уже размещался штаб Балтфлота, имеет схожий портик с колоннами. Его пропорции и ряд деталей были весьма точно позаимствованы для здания советского Драмтеатра. Разница лишь в ордере: у театра он более богатый – коринфский.
Но есть в этой истории и возможная любовная нить. Тогда Балтфлот возглавлял адмирал Арсений Головко. Поговаривают, что за военные достижения командующего подметил, уважал и любил, как сына сам Сталин. Он хотел вытянуть его из депрессии, в которую тот погрузился после смерти жены, поэтому распорядился найти адмиралу новую супругу. Выбор пал на приму МХАТа. В красавицу Киру, Головко влюбился без памяти. Супруга переехала вместе с мужем в Калининградскую область, где была звездой уже местного драматического театра.
Есть версия, что реализация проекта восстановления немецкого Драматического театра и вышеописанное сходство двух фасадов зданий – подарок адмирала своей любимой театральной звёздочке. Вновь Любовь в нашем городе победила неуёмное желание сносить всё подряд и пусть здание почти новое, но всё же на старом месте!
© Дмитрий А. Галлис