Найти в Дзене
Школа Бизнеса

Обязательно ли начинающему предпринимателю вести бухгалтерию?

Оглавление

Как показывает практика, одного только желания (даже правильно сформулированного) не всегда достаточно, чтобы правильно вести бухгалтерскую отчетность. А из-за ошибок приходится потом участвовать в совсем других марафонах — бегать по судам и платить штрафы в налоговую.

Собрали в статье советы экспертов о том, как начинающему предпринимателю выбрать способ вести бухгалтерию. Это не так уж страшно, если разобраться 😉

Кому нужно вести бухучет

Полноценный бухучет включает в себя несколько объемных финансовых документов и внимательное сведение дебета с кредитом. Но вести его обязаны только компании. Индивидуальные предприниматели бухучет не ведут.

При этом все ИП должны:

  • Правильно оформлять отношения с контрагентами, например выставлять счета или оформлять акты выполненных работ.
  • Отчитываться за свою работу перед налоговой и другими госструктурами, например подавать налоговые декларации.
  • Платить налоги и страховые взносы.

Иногда предприниматель может справиться с этим сам, иногда — только с помощью бухгалтера.

Можно ли вообще не вести бухгалтерию?

Если кратко — нет. Предприниматель обязан платить налоги и сдавать отчетность в установленные законом сроки. За нарушения придется заплатить пени и штраф, а еще налоговая может и вовсе заблокировать расчетный счет — тогда предприниматель не сможет работать.

Как вести бухгалтерию

Есть три варианта, как ИП могут вести бухгалтерию:

  • Самостоятельно — то есть вручную, на бумаге.
  • Через онлайн-сервисы.
  • Передать бухгалтеру на аутсорсе.

Самостоятельно

Если у ИП в месяц 1—3 операции и нет наемных сотрудников, то вести бухгалтерию самостоятельно будет несложно. Главный плюс — это бесплатно. Но есть минусы. Во-первых, есть вероятность ошибки при самостоятельном расчете. Во-вторых, это занимает время, которое предприниматель может потратить на продажи и продвижение своего бизнеса. В-третьих, во всех сложных ситуациях нужно разбираться самостоятельно, а без знаний бухгалтерии это сложно.

Онлайн-сервисы

Почти все предприниматели пользуются онлайн-сервисами. Они подходят тем ИП, у кого нет сотрудников и кто работает по одной из упрощенных систем налогообложения.

Плюсов у онлайн-бухгалтерии несколько:

  • часто такие сервисы бесплатные, что важно на старте бизнеса;
  • все расчеты автоматизированы;
  • вероятность ошибки значительно меньше, чем при самостоятельном ведении учета;
  • большая экономия времени.

Бухгалтер на аутсорсе

Если же у ИП есть сотрудники, то нужно платить за них страховые взносы, удерживать НДФЛ, сдавать несколько видов отчетности и вести кадровый учет — тут без бухгалтера не обойтись. Это может быть бухгалтер от банка, в котором открыт расчетный счет, либо можно поискать бухгалтера через знакомых или через объявления.

Плюс: у предпринимателя освобождается дополнительное время для ведения бизнеса.

Минус: бухгалтеру нужно платить, и не все начинающие ИП могут себе это позволить.

В первом модуле курса «Бухгалтерия для предпринимателя» рассказываем, когда стоит обратиться за помощью к бухгалтеру, как его выбрать и оценить его квалификацию.

Во второй модуле курса разбираем, какие страховые взносы есть у ИП, как их правильно рассчитывать и как уменьшать налог за их счет.

Как вы ведете бухгалтерию? И сложно ли это для вас? Поделитесь в комментариях!